Собрание древностей

загородный дом (600 м2) под Санкт-Петербургом Олег Коваленко,Юрий Козловский, Марина Шейко

Дата публикации 06.04.2000

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ольга Гвоздева

Автор проекта: Юрий Козловский
Олег Коваленко
Андрей Кацуба
Гамлет Айрапетян
Марина Шейко
Олег Женеленко
Евгений Подгорнов
Павел Шевченко
Ашот Пирумов
Светлана Мельниченко
Владимир Достовалов

Журнал: N2 (102) 2006

По легенде хозяин этого дома - путешественник и знаток древностей. Из каждого путешествия он привозит трофеи - произведения античного искусства. Правда, все "раритеты" созданы петербургскими художниками, но это ничуть не умаляет художественной ценности собранной им коллекции

Когда дизайнерам Олегу Коваленко, Юрию Козловскому и Марине Шейко заказали проект интерьера, дом был уже построен. Архитектурное и планировочное решение особняка продиктовано особенностями участка: он имеет сложный рельеф, который строители старались подчеркнуть, к тому же нужно было сохранить растущие вокруг сосны. Отсюда сложная конфигурация здания, которое было виртуозно "поставлено" между деревьями. Наверное, интерьер мог быть и другим: архитектура дома предполагала более легкое, современное наполнение. Но заказчики пожелали классику, это усложнило задачу. Ведь известно, что классический стиль требует особого соотношения объемов, пропорций и формы помещений, чему внутреннее пространство дома не соответствовало из-за своей сложности. Тем не менее выход был найден: как всегда в подобных случаях на помощь пришла эклектика.

Во всем доме нет ни одного помещения правильной, ортогональной формы, но в остальном его планировка традиционна. На первом этаже находится гостевая зона, включающая в себя гостиную и кухню-столовую, спальня и ванная комната занимают второй этаж, а третий целиком превращен в студию-кабинет.

Внутренний "рельеф" интерьера повторяет очертания склона, на котором построен дом. Пространство состоит из нескольких "слоев", каждый из которых, подобно пирогу, имеет собственную "начинку". По количеству идей, воплощенных в камне, гипсе, бронзе и латуни, лидирует гостиная. Три квадратные в сечении колонны поддерживают перекрытие верхнего этажа, который пришлось специально надстроить. Так называемым вторым светом пожертвовали, чтобы откорректировать пропорции помещения. Отделка стен напоминает каменные плиты с рваными краями, их ровные поверхности густо покрыты рельефным рисунком. Кухня и столовая расположены на уровень выше, в глубине дома. В этом помещении нет окон, дневной свет проникает сюда только через стеклянные двери. Контррельефы на стене в зоне столовой изобилуют античными сюжетами, технологичная кухня от BULTHAUP оформлена в виде грота. Еще более остро контраст между историческими реминисценциями в интерьере дома и его современным наполнением ощущается в студии. Возможно, кому-то такая разносторонность интерьера покажется чрезмерной. Но только не авторам данного проекта, сумевшим создать яркий образ, которому тесно в рамках одного стиля.

Олег Коваленко: "В архитектурном плане дом очень современный, но заказчики настаивали на классическом интерьере. И тогда мы придумали легенду о путешественнике и коллекционере древностей, который отовсюду - из Италии, Греции, Турции - привозит экспонаты для своей коллекции и находит им место в доме…"