Сохранили атмосферные элементы 80-90-х и создали современный интерьер с винтажным духом: квартира в Тбилиси
Архитекторы Антон Архипов и Светлана Савинова из бюро 5:00 am превратили квартиру конца 80-х годов в комфортное современное пространство, сохранив шарм, очарование и южный темперамент старого интерьера.
Площадь: 105 кв. м
Эта большая и светлая квартира находится в доме эпохи позднего СССР, в районе Ваке в Тбилиси, красивом озелененном районе с богатой историей. Хозяйка — молодая женщина, живет одна и работает из дома, поэтому архитекторам Антону Архипову и Светлане Савиновой нужно было создать пространство, где можно было комфортно работать и отдыхать на протяжении всего дня.
Гостиная. Увлечение заказчицы шитьем нашло свое применение в белом абажуре. Металлический каркас под абажур был изготовлен в Москве и привезен в Грузию. Над кухонным островом — винтажное бра. На заднем плане — каминная зона с сохранившимся мраморным камином и прекрасными видами на окружающий пейзаж. Диван, кресло, столик, JYSK.
Вид из прихожей на гостиную. Двустворчатые деревянные двери — оригинальные, родные. От входа в квартиру сразу открывается вид на одну из ключевых идей проекта — стену с отделкой узорчатой керамической плиткой. Система хранения выполнена по чертежам архитекторов, в ней также спрятан радиатор отопления, для которого предусмотрена специальная сетка. Винтажное зеркало хозяйка приобрела на местном рынке.
Заказчица ведет активный образ жизни, увлекается шитьем, любит приглашать друзей и устраивать большие вечеринки, и ее главными пожеланиями были организация мастерской, гостевой комнаты, свободного пространства для проведения вечеринок, рисования и работы, а также организация комфортной ванной комнаты. Проект нужно было реализовать в кратчайшие сроки — владелица мечтала как можно скорее переехать в новую квартиру, поэтому архитекторы обошлись без капитальных переделок.
Мастерская соединена со спальней длинным балконом, откуда можно любоваться видом на Ваке-парк и гору Мтацминда.
Ниша в мастерской выложена орнаментальной плиткой Kerama Marazzi. Невероятно красивый винтажный комод заказчица нашла на местном рынке. В нем хранятся швейные принадлежности.
Перепланировка затронула зону кухни-гостиной и ванной. В квартире существовала огромная лоджия, которую в свое время предыдущие владельцы частично включили в теплый объем гостиной. Архитекторы соединили весь блок кухни-гостиной и лоджии в единое пространство, закрутив его вокруг несущей колонны и керамического острова.
«Таким образом мы получили максимум полезной площади и освещенности, — поясняет решение Антон Архипов. — Пространство открытое, при этом сохраняет четкое функциональное зонирование. Зону кухни подчеркнули плиткой на полу. И это пространство отлично выполняет и функции дневного, рабочего времяпрепровождения (заказчица часто работает за ноутбуком, сидя на диване) и формат больших вечеринок, которые она любит проводить. Так как хозяйка живет одна, необходимости в отдельном санузле не было. Поэтому ванную комнату мы объединили с существовавшим маленьким санузлом и получили таким образом большую и удобную ванную комнату».
Вид из бывшей лоджии на гостиную. Оригинальный деревянный портал оформляет самую центральную зону квартиры и визуально поддерживает интересную конструкцию распашных зеркальных дверей, ведущих в мастерскую. Светлый фон облегчает и выгодно подчеркивает фактуру старого дерева.
Кухня является вторым цветовым акцентом после столярных изделий среди светлой оболочки. Заказчице важно было получить не стерильное пространство, а привнести в него глубину и фактуру. Кухня небольшая, но функциональная: в небольшом пенале размещен холодильник, в навесные шкафы встроена микроволновка, размещена двойная раковина, полноценная духовка, также в нижних шкафах по желанию заказчицы разместили стиральную и сушильную машины — для экономии места, чтобы не выделять под них отдельную зону. За небольшим барным островом хозяйка может позавтракать, а вечером посидеть с бокалом вина. Остров облюбовал и второй жилец квартиры — кот Мехрюша.
Квартира изначально имела богатую фактуру — в ней сохранилось множество интересной столярки 80-90-х гг., оставшейся от предыдущих владельцев. Поэтому дизайн-концепцию архитекторы разработали на идее сочетания старых фактурных элементов и новых архитектурных интеграций, а ключевой пластической идеей стало использование монохромной керамической плитки с орнаментом.
Конструкция распашных зеркальных дверей, ведущих из гостиной в мастерскую.
«Портал, фактурная конструкция деревянного шкафа с дверью, межкомнатная перегородка с распашными дверьми и зеркалами, двустворчатые двери — все эти элементы имеют подчеркнуто тактильный, южный, живой характер. Сохранился и мраморный камин, причем рабочий, — еще одно наследие этих лет. Мы решили оставить практическую всю столярку и выстроить вокруг нее пространство», — отмечает Светлана Савинова.
Центральную зону гостиной занимает ниша, декорированная орнаментальной плиткой Kerama Marazzi. Слева от портала, на бывшей лоджии, — каминная зона с доставшимся от предыдущих владельцев мраморным камином. Камин каким-то чудом функционирует, зону вокруг него архитекторы также выделили плиткой, которой выложен пол на кухне. Сохраненный деревянный портал и другие деревянные элементы выделены и подчеркнуты за счет светлой «оболочки» — стен, потолка и частично пола.
Авторы проекта стремились, чтобы новые архитектурные решения были узнаваемо новыми, но при этом мирно сосуществовали со старым нарративом дома. Так во всех комнатах появились ниши с отделкой из белой орнаментальной керамической плитки. Этой же плиткой облицевали объемные элементы: кухонный остров, подиум для кровати. Тему южного и теплого характера интерьера развивают антикварные детали: розовая плитка в ванной, кастомный абажур в гостиной, который заказчица сшила сама, родной паркетный пол, отреставрированный и отциклёванный.
«Крайне необычный портал, похожий на старинную конструкцию, ведущую в ту самую «тайную комнату», мы решили полностью сохранить, — рассказывают авторы проекта. — Комната за порталом — ранее включенная в площадь квартиры часть нежилого помещения, что было очень распространенным явлением в Грузии в 90-е и нулевые года. Позже многие из таких площадей были официальным разрешением правительства приватизированы, что случилось и с этой квартирой. В этой комнате мы оборудовали гостевую — она находится фактически в отдаленном углу квартиры и отнесена от всех основных зон, что позволяет гостям и хозяйке не мешать друг другу. Зеленые тяжелые шторы придают дополнительной театральности этой зоне и при этом при необходимости защищают от яркого солнца, позволяя комфортно работать, отдыхать и рисовать».
Цветовая палитра решена в единой концепции: это светлая оболочка (покраска), в которую встроены фактурные детали и объемы. «Все новые объемы выделены либо за счет глубокого насыщенного цвета (это два цветовых блока: темно-зеленая кухня и розовая вставка в ванной комнате), либо за счет монохромной белой фактуры — узорчатой плитки. Цвет и текстуру древесины столярных изделий поддерживают паркетный пол и пара предметов винтажной деревянной мебели», — поясняет Антон.
Из хозяйской спальни открывается прекрасный вид на Ваке-парк и северный склон горы Мтацминда. Большое зеркало, туалетный столик и встроенный стеллаж индивидуального изготовления выполнены по чертежам архитекторов. Все деревянные оригинальные оконные рамы сохранены.
Встроенный стеллаж и каркас кровати изготовлены по чертежам авторов. «Светильник над кроватью — еще одна наша задумка, изготовлен строителями с подведением подсветки и повешен прямо напротив зеркала у туалетного столика. Таким образом при включенной подсветке светильник-круг отражается в круглом зеркале, создавая перекрестную композицию», — поясняют решение Антон и Светлана.
Основная часть мебели — индивидуального изготовления по чертежам авторов проекта. «Нам было важно, чтобы мебель не спорила с деревянными старыми элементами, поэтому большую часть нашей мебели мы выполнили в белом цвете. Всю необходимую готовую мебель закупили у датского концерна JYSK, в выборе придерживаясь сдержанной скандинавской стилистики, опять же, чтобы не перебивать фактурные архитектурные элементы. Почти весь декор подбирался винтажный, у местных продавцов. Также в силу того, что заказчица имеет образование, связанное непосредственно с текстилем, она взяла на себя пошив штор и создание абажуров», — добавляют Антон и Светлана.
Ванная комната. Заказчице очень хотелось применить насыщенный цвет в ванной, и архитекторы, прислушавшись к ее пожеланиям, остановились на фактурной глазурованной плитке от испанской компании Dune (коллекция Tabarca), имеющей вариативность розовых оттенков: от бледно-телесного до оттенка пыльной розы. Пол и экран ванны выложили белой плиткой Vitra того же размера, при этом заложив в нее розовую затирку. Круглое зеркало с подсветкой является продолжением темы спальни: круглого светильника и круглого зеркала у туалетного столика. Под столешницей с раковиной встроен шкаф для хранения косметики и ванных принадлежностей. Сантехника, Grohe.
«Работая над своими проектами, мы не ориентируемся на конкретные стилевые рамки, а отталкиваемся от накопленного визуального и гуманитарного бэкграунда, истории места и пожеланий заказчика, — заключает рассказ Светлана. — Для каждого нового проекта мы изобретаем уникальный визуальный язык, учитывающий все эти вводные. Мы придерживаемся стратегии, что заказчик приходит к нам за нашим «стилем». Так получилось и на этот раз. Интерьер создавался для нашей подруги, она иллюстратор и арт-директор, выпускница Академии Штиглица (Мухинское училище) по специальности «Дизайн костюма», поэтому у нас с самого начала проекта сложился идеальный диалог, мы хорошо понимали эстетические предпочтения друг друга. Она принимала активное участие, ее идеи придали проекту глубину и особое художественное звучание».
Гостевая спальня, вид от входного портала. Белый подиум, выложенный узорчатой плиткой Kerama Marazzi, как влитой «сел» в маленькое пространство, продолжая основную идею интерьера: сочетание старых фактур и новых, чистых объемов. У подиума предусмотрен задник, являющийся одновременно и архитектурным объемом, и функциональным: на него можно складывать необходимые мелочи и расставлять декор.
Планировка.