Солнечный круг

квартира в мансарде общей площадью 174 м2 Кира Шелманова Современность, экологичность и изысканная простота интерьера квартиры, спроектированного архитектором Кирой Шелмановой

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Виталий Нефедов

Текст: Юлия Тверитина

Автор проекта: Кира Шелманова
Ильхана Хамана

Журнал: N7 (41) 2000

То, что любой театр начинается с вешалки, мы усвоили прочно и навсегда. А вы никогда не задумывались, с чего начинается квартира, эти, по словам одного из архитекторов, "декорации для частной жизни"? Нет, что вы - я не о банальном: "коридор-холл-далее везде...", я - о творчестве, о начале, когда еще нет ни чертежа, ни макета... Какая бы задача ни стояла перед архитектором, и художественный замысел, и первый эскиз всегда начинаются с определения замысла. Архитектору Кире Шелмановой повезло - она и в прямом, и в переносном смысле начинала работу над этим интерьером с чистого листа. В полностью обновленном после реконструкции доме XIX века мансардная квартира, о которой пойдет речь, была ограничена, по сути, только наружними стенами. Это - идеальная ситуация для творчества, и пространство выстраивается само собой, словно по мановению волшебной палочки... Квартира, по словам заказчиков, должна получиться "современной и экологичной". Во главу угла было поставлено спокойствие каждого члена семьи, поэтому главной задачей архитектора стало четкое зонирование площади с учетом интересов каждого: сыну-подростку отвели комнату слева от входной двери - шумная компания тинэйджеров будет чувствовать себя в ней раскованно, - а приватную зону - спальню и кабинет хозяина - расположили в самом дальнем от входа уголке квартиры. Удивительно, но она воспринимается как какое-то живое существо со спокойным и покладистым характером. Полукруглые стены кухни и гардеробной задают вальяжный, неторопливый ритм движения по коридору, а прямые углы не кажутся резкими из-за стен, меняющих тон от жемчужно-серого до молочно-желтого. Оценив классическое сочетание светлых оттенков и насыщенных темных тонов, можно и порассуждать на тему противопоставления основных первоэлементов - Земли и Воздуха, которые объединяет Свет. Говорят, что когда человек философствует, он "витает в облаках". Находясь здесь, достаточно просто поднять глаза к потолку, чтобы пережить ощущение полета, не отрываясь от дивана. Во всех комнатах навесные конструкции потолка деликатно подсвечены по периметру скрытыми лампами, а контур подсветки почти везде повторяет линию изгибов стен. Высота потолков - чуть больше трех метров, но мягкая светотень и отсутствие декоративных излишеств делают их еще выше. Переходя из комнаты в комнату, не можешь определить, какая из них самая светлая, будто кто-то нашептывает: "светло, еще светлее..." Стоит подойти к окну, увидеть бездонное небо, а под ним - купола московских церквей и крыши старого центра, и сразу ясно, почему, ведь не "впустить" такую воздушную перспективу внутрь было бы просто преступлением. Поэтому и шторы везде полупрозрачные. Хозяйка не хотела, чтобы кухня была отгорожена "от мира" глухой стеной - тогда все усилия по созданию легкого, воздушного, а главное - свободного пространства были бы сведены на нет. Архитектор Кира Шелманова предложила нетрадиционное решение, которое сделало утилитарное помещение не только композиционным, но и смысловым центром дома. С композицией, кажется, все более-менее понятно. Наверное, мы не ошибемся, если вспомним о традиции, ведь именно кухня всегда верховодила в наших квартирах. Все это - практика. Но не стоит забывать и о теории, которая, как палочка-выручалочка, помогает архитекторам в трудных ситуациях. Творческая находка Киры Шелмановой, позволившая соединить несоединимое - изолированность кухни и единство пространства - как раз из таких "подсказок". Она остроумно применила в современном интерьере законы средневековой готики - заставила полукруглую стену кухни работать на просвет. Разница лишь в том, что свет - инструмент построения пространства - проходит не через витражи, а сквозь симметричные узкие "бойницы" и ложится прямоугольниками на черный полированый гранит, придавая помещению за стеной некоторую загадочность. Метаморфозы кухни подчеркиваются декоративной отделкой стены: изящной волнистой линией на границе светлого с темным и фактурой, напоминающей иней. Пожалуй, это единственная загадка квартиры. Не стоит пытаться отыскать другие - их тут попросту нет, как нет ничего загадочного в понятии "изысканность простоты". Хороший вкус и шарм - вот, пожалуй, слова, которыми можно охарактеризовать интерьер дома, в котором всем хорошо.