Солнечный остров

двухуровневый особняк в Подмосковье 750 м2 Жанна Шахин Сочетание простых объемов, сложного силуэта и южноевропейских архитектурных традиций, пересказанных с прибалтийским акцентом в интерьере частного дома

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Екатерина Беряльцева

Автор проекта: Жанна Шахин
Маргарита Воробьева
Сергей Краних

Журнал: N10 (55) 2001

Когда-то Сирил Паркинсон утверждал, что "машины расплодили пригороды и убили город". Для современной России это, может быть, пока не актуально, но тем не менее... "скажи мне, как выглядит твой коттедж, и я скажу, кто ты." Особняк, построенный недавно в подмосковье, о своих авторах и хозяевах может рассказать многое. Кажется, что этот дом создан смелыми и свободными людьми. Даже на фоне живописной застройки соседних участков он отличается "лица необщим выраженьем": среди высоких сосен - необычные объемы и изломы крыши, напоминающие японское искусство оригами. Вы подходите ближе и замечаете, что нестандартный силуэт "увязан" с рельефом местности, перепад высоты окон повторяет "шаг" ступеней крыльца, форма каждого балкона - индивидуальная. Стены - кремовые, на солнце почти белые, крыша - ярко-синяя, что характерно скорее для средиземноморья, чем для средней полосы России, где, согласно традициям, "краски неярки и звуки нерезки". Смесь органики и прямолинейности, простых объемов и сложного силуэта, южноевропейских архитектурных традиций, пересказанных по-русски с явным прибалтийским акцентом, - так можно сформулировать общее впечатление от проекта Жанны Шахин. Результат ее работы подтверждает старую истину о том, что "эксперимент требует не только знаний, но и вкуса", хотя и для архитектора, и для заказчиков было нелегко ломать привычные представления о том, каким может быть загородный дом, идти, по выражению автора проекта, "от простых тривиальных форм к сложным, нащупывая вместе и образ, и стилистику". Или, как сказал Борис Пастенак, "простое нужно людям, но сложное - понятней". А она должна была подчеркнуть и любовь заказчиков к путешествиям, и то, что они не могут представить себе жизни без природы и вне природы. Возникает предположение, что построить дом, который настолько соответствовал бы натуре хозяев, может лишь тот архитектор, который хорошо с ними знаком. И действительно, для Жанны Шахин это уже не первая работа с этими клиентами. Подготовка будущего проекта всегда начинается с попыток установить внутренний контакт с заказчиками, понять, чему они отдают предпочтение. Бывает и так, что одна малозаметная деталь костюма или любимая антикварная ваза помогают "выстроить" детальный облик будущего дома. В данном случае сверхзадача была сформулирована так: максимально убрать стены и "распахнуть дом навстречу природе", впустить внутрь как можно больше солнца. При этом и планировка участка, и зонирование внутреннего пространства, и декоративные приемы помогли решить эту сложную для северных широт проблему. Так, согласно традициям и в соответствии с логикой жизни, гостевая зона дома и участка (окна гостиной, столовой и детской игровой, бассейн, беседка и теннисный корт) ориентированы на юг. Свободный характер интерьера (из мебели - ничего лишнего, пространство едино - дверей в доме практически нет, за исключением спален и санузлов), двусветный зал-гостиная с огромными окнами и световой "фонарь" на втором этаже подтверждают общее впечатление. И даже план центральной части дома чем-то напоминает витки спирали, закрученной вокруг яркого источника света... Это ощущение усиливается и благодаря продуманному цветовому сценарию объекта, разработанному при непосредственном участии хозяйки дома. Теплые желто-персиковые тона стен и мебели "гаснут" по мере удаления от каминного зала - самой насыщенной по цвету части дома. Пространственная и стилистическая роль лестницы, ведущей наверх, также дополнительно подчеркивается цветом: создается впечатление, что свет льется откуда-то сверху. В цокольном этаже, где расположены бильярд, кинозал, бар, винный погреб и кладовые, цвет стен активный и самодостаточный - там нет естественного света, поэтому все внимание сосредоточено не на освещении, а на цвете. В приватной зоне колорит играет совсем иную роль. Для хозяйского санузла были подобраны прохладные серо-зеленые оттенки; для примыкающей к нему спальни хозяев - те же тона, чуть более теплые, смягченные. Легко представить, что даже в пасмурные зимние дни дом буквально пронизан солнечным светом. Глухие стены дематериализованы разными способами. Везде, где только можно, они или прорезаны внутренними окнами, или роль этих "окон" играют пейзажи". Иллюзионистические росписи в бассейне и гостиной играют по сути ту же роль. Полупрозрачные шелковые шторы, расписанные Маргаритой Воробьевой, сами, кажется, являются источником света. Можно сказать, что в этом интерьере архитектурные элементы, формирующие пространство, и декоративные приемы, меняющие его пропорции, одинаково важны. На фоне бесконечных искусствоведческих споров о соотношении конструкции и декорации, компромисс Жанны Шахин выглядит особенно выигрышно: так, рельеф и форма натяжных потолков первого этажа диктовались наличием сложных конструктивных решений - системы балок и межэтажных перекрытий, которые необходимо было замаскировать. Этажом ниже, в бильярдной, ситуация была прямо противоположной: покупка двух волнообразных настенных радиаторов привела к коренным изменениям и композиции, и эстетики всего помещения. Автор проекта считает, что "главное, чтобы хозяину было хорошо в его собственном доме, а от конструкции или от декорации идет построение интерьера - это уже другой вопрос..." Суть в том, что загородный дом стал восприниматься многими как настоящая территория свободы - свободы выражения мыслей, чувств, идей и пристрастий. И выглядеть это может совершенно по-разному: тут уж все зависит от мастерства архитектора и желания заказчиков. Один из возможных вариантов - перед нами.