Современные аспекты респектабельности
квартира общей площадью 300 м2 Татьяна Брусенцова, Александр Брыксин, Анна Павлова
"Респектабельный" в буквальном переводе с французского, английского и прочих языков с латинскими корнями означает, прежде всего, "уважаемый". То есть такой, о котором не скажут: "пустяковый", "легкомысленный", "вульгарный", "несерьезный". Каким же должен быть современный респектабельный интерьер? Наверняка представления о нем у разных людей расходятся. Но расходятся лишь в деталях. Главное остается неизменным: интерьер должен вызывать чувство уважения
Согласитесь, круглые в плане квартиры - далеко не самые обычные для нашей архитектуры. Заказчик, приобретший триста квадратных метров жилой площади, вписанной в круг (на самом деле это две зеркально расположенные квартиры, разделенные стеной по оси симметрии), предложил их для реконструкции архитекторам.
Он не упрощал задачу детализацией своего видения будущего интерьера, но тем же самым и не усложнял ее. Суть высказанных требований укладывалась во вполне обозримые рамки: квартира должна быть рассчитана на семью с ребенком, от помещений ожидается современность и амбициозность. Последнее может означать слишком многое - от авангардного эпатажа до куртуазной роскоши дворцового декора. В данном случае амбициозность предполагала солидность, элегантность, престижность - все то, что понимают под словом респектабельность.
Единственный элемент, на самостоятельном подборе которого заказчик настаивал, - мебель. В иных обстоятельствах такое требование вполне могло бы создать патовую ситуацию. Но в нашем случае компромисс был легко найден: мебель действительно выбирал заказчик. Правда, из образцов, предложенных дизайнером.
Вряд ли стоит вдаваться в подробности того, какой квартира была исходно и какой ее впервые увидел дизайнер, разрабатывающий стиль нового интерьера.
Достаточно сказать, что количество перегородок, деливших круг на множество комнатушек, с трудом поддавалось учету. Помещения были явно не избалованы избытком дневного света, а площади, принадлежавшие коридорам, могли поспорить с площадями комнат.
Однако "респектабельный" - это, безусловно, "просторный". Не может быть ограничивающих движение и взгляд респектабельных вилл, яхт, интерьеров, салонов автомобилей. Итак, прежде всего в "круглой" квартире требовалось убрать большую часть перегородок, дабы избавить пространство от тесноты.
При этом пришлось столкнуться с решительным противодействием ряда конструктивных элементов, не подлежащих сносу. И - использовать их в качестве "союзников".
Оценить "дипломатические" способности архитектора посетитель сможет уже в холле. Стена бытовой комнатки оформлена под нишу с диваном в основании и "матиссом" над ним. Но раньше гость должен пройти сквозь строй шкафов для верхней одежды. И многократно отразившись в их зеркалах, причудливо срезанных по одной из вертикальных границ, мимоходом убедиться, что его галстук-бабочка находится точно посредине между кончиками накрахмаленного воротничка. Темный пол из полированного гранита со светлым треугольником, словно бы отражающим половину вырезанного в потолке квадрата, и упомянутая уже стена-ниша позволят гостю совсем ненадолго задуматься о направлении дальнейшего пути. "Камень преткновения" почти не оставляет выбора: "пойдешь направо!" - там светлее, просторнее, и именно там, на полу кухонной зоны, можно обнаружить продолжение гранитной "дорожки".
Кухня, столовая, гостиная и каминная пространственно интегрированы и лишь частично зонированы. Кухня выделена из общего единства не только цветом и материалом пола. Ее площадь ограничена барной стойкой и отмечена пониженным уровнем потолка. Широкая дуга арматуры потолочных светильников динамично очерчивает зону гостиной-столовой, решительно закручиваясь в верхних частях белоснежных колонн. Колонны смотрятся торжественно. Они расположены почти в центре помещения, а между ними, с некоторым смещением к окнам, ожидает гостей большой обеденный стол.
Мягкая мебель гостиной позволила себе повернуться "спиной" к столовой, и только это их и разделяет. В гостиной по стенам расставлены разнообразные шкафы и шкафчики причудливой формы, подчеркивающие эксклюзивность обстановки. Они представляют собой необычные витрины для коллекции морских раковин и итальянского стекла. "Очагом" гостиной вполне можно назвать домашний кинотеатр. Он акцентирует на себе внимание резким контрастом: черный на фоне белой стены. Мебель, расположенная "внимающим" полукругом, подтверждает главенство кинотеатра в строгой иерархии предметов. А с противоположной стороны той же стены занимает почетное место камин - "душа" каминной. Пол в ней, как и на кухне, покрыт гранитом. Но вообще каминная "в полоску и клеточку" выделяется из общей декоративной ситуации - она совсем другая, монохромная и более графичная.
Если говорить о цвето-тональном решении квартиры, то в его основе лежат контрасты светлого и темного, синего и терракотового.
Что вполне может соответствовать понятию "респектабельность". Продолжая аналогии из образов pret-a-portе, следует признать, что все это напоминает не столько помпезный фрак, сколько изящный кремовый смокинг с белоснежными лацканами и двуцветной темной бабочкой. Игра колористических противоположностей несколько драматизирует интерьер. Но отсутствие тотального контраста (белое-черное) заметно разряжает ситуацию: драматизм здесь не конфликтен, его предназначение - поддерживать жизненный тонус.
Пройдя из холла не направо, а налево, в библиотеку, либо из столовой - навстречу аквариуму, в проем между гостевым санузлом и комнатой бытового назначения, попадаешь в интимную зону квартиры. Здесь спрятаны от посторонних глаз три помещения "для внутреннего пользования": кабинет, детская и хозяйская спальня с санузлом. Наиболее строго выглядит, конечно же, кабинет - благодаря обилию темных деталей.
Спальня немного лаконичнее и, естественно, спокойнее. В кремовых стенах, белом потолке, светлом дереве пола и светлом покрывале много убаюкивающей нежности. Здесь меньше всего колористических цитат из гостевой зоны - только темно-синие дверцы платяного шкафа и изголовье кровати цвета вишневого дерева. Но они есть и продолжают начатую ранее игру контрастов.
В детской тональное противостояние сведено к минимуму. Причем цветовая палитра широка, но "мазки" весьма локальны.
Яркие солнечные пятна светильников, картина в изголовье кровати, стеклянные шарики на концах карнизов играют исключительно указательную роль: это комната ребенка. А вот благородные цвета стен, гардин, рисунок лилии на тюлевых занавесках позволяют без труда определить: здесь живет маленькая принцесса. Ну, или почти принцесса.
Покидая квартиру, можно воочию убедиться, что разделение зоны входа и выхода имеет определенный смысл. При входе прихожая воспринимается как пограничная территория между улицей и домом, а следующий за ней холл - уже как часть квартиры. При выходе ощущаешь, что граница проходит через холл. Здесь есть вешалка, шкафчики, зеркало - все необходимое, чтобы привести себя в порядок перед тем, как покинуть дом. Ведь выходить из этого "круга" следует с видом не менее респектабельным, чем был при входе.