Современный монплезир

двухуровневый особняк общей площадью 948 м2 в Подмосковье Андрис Куликов, Антон Непершин

Дата публикации 25.01.2005

Фото: Михаил Степанов

Стилист: Алексей Онищенко

Интервью подготовила: Яна Иванченко

Автор проекта: Андрис Куликов
Антон Непершин
Дарья Родионова
Юлия Любимова
Александр Ерусалимский
Анатолий Бондарь

Журнал: N10 (88) 2004

Каким образом здание, задуманное как небольшой развлекательный центр (для хозяев и навещающих их друзей), эволюционировало в просторный, но уютный и совершенно полноценный дом, рассказывают его архитекторы Андрис Куликов и Антон Непершин Андрис Куликов: История появления этого загородного дома начинается с идеи "борьбы со скукой". На территории усадьбы, стихийно сформировавшейся в своё время из основного дома и гостевого, решено было создать частный конно-спортивный комплекс. В состав комплекса должны были войти пять гаражей, конюшня, домашний кинотеатр, боулинг, сауна, жильё для охраны и обслуживающего персонала. Но противоречивая жизнь самого здания сложилась так, что, когда уже были возведены коробка и кровля, вместо развлекательного центра заказчик захотел жилой дом. Мы старались гармонично вписать облик сооружения в экстерьер. Оформили фасад разными материалами: первый этаж - кирпич и белая штукатурка, второй этаж - дерево. Подчёркивающая деление фасада обходная галерея опирается на колонны и покрыта тёмно-коричневой кровлей. Природный ландшафт задал его внешние параметры: дом как бы распластан в окружающей среде. Не меняя основные объёмы здания, мы переделали интерьеры. Так, конюшню перепроектировали в столовую, оставив двусветное пространство. Вместо дорожек боулинга сейчас домашний кинотеатр, сауна и спортзал. Антон Непершин: Отведённый участок земли был болотистым, поэтому мы остановились на конструкции фундамента дома в виде монолитной плиты на свайном основании. Сочетание кирпича и дерева создавало определённые технические трудности: они дают разную усадку, ведь дерево капризный материал (поэтому стропила крыши, которые опираются и на кирпичные, и на деревянные стены, пришлось ставить на временные подпорки). А.К.: Сначала заказчик хотел дом в стиле американского кантри, но от этой идеи мы быстро отошли. В то время когда создавался образ будущего объекта, вместе с коллегами и студентами 1-го курса МАРХИ мы обмеряли архитектурный памятник конструктивизма Бахметьевский гараж архитектора К.С. Мельникова. Яркий планировочный приём ступенчатого сдвига объёмов мы использовали в решении гаража и в нашем проекте. Главный фасад украшен анфиладой колонн. Это смешение стилей подтвердило историческую аналогию - от конструктивизма к ампиру. В интерьере тоже есть аллюзии на историю искусства: например, мраморный пол "памяти Малевича". А.Н.: Посередине гостиной на полу чёрным мрамором выложены границы "чёрного квадрата", а в центре - ещё один квадрат, на котором стоит столб (несущий элемент). Отделанный тем же мрамором, он будто "вырастает" из пола. Здесь повсюду "мерцание" квадрата. Появление квадратов в облицовке камина фокусирует на нём внимание, несмотря на то что по размерам он меньше, чем должен бы быть. Но мы использовали театральный приём - изменение масштаба, а в роли актёров выступают сопрягающиеся геометрические формы. Андрис Куликов: "Здесь сочетаются отголоски разных стилей - американского кантри и советской архитектуры 1920-х. В целом архитектура дома задумана очень монументально. Это позволяет хозяевам в дальнейшем наполнять интерьеры мебелью по собственному вкусу. Постройка вписана в окружающую среду. Вокруг - лес с дорожками для прогулок, каналы с мостиками..."