Союз Воды и Земли
пентхаус в Москве площадью 280 м2
SALON: Этот интерьер стоит особняком - настолько у него запоминающийся, выразительный образ. Как появилась идея четырех стихий?
Вера Лобанова: Мы никогда не работаем с пространством путем простого заполнения его мебелью и предметами. Мы стараемся, чтобы интерьер был эстетически осмыслен на некоем глобальном уровне и проработан до мельчайших деталей. Эта квартира не предназначалась для постоянного проживания. Поскольку заказчики живут в загородном доме, эти апартаменты - место, где они могли бы остановиться после театра, пригласить друзей. В общем, отдохнуть душой. У нас не было задачи жесткой привязки к функциональному сценарию, и мы могли реализовать самые смелые, неожиданные решения. Можно сказать, нам повезло - нечасто архитекторам предоставляется возможность спроектировать интерьер, основанный на абстрактной идее. В данном случае мы предложили заказчикам тему четырех природных стихий - огня, воздуха, воды, земли, которые, собственно, и определили макроструктуру этого интерьера. Впоследствии добавилась идея жизни. Стоит упомянуть еще об одном аспекте: помимо философской подоплеки мы хотели, чтобы интерьер воздействовал на все органы чувств человека, вызывал зрительные, тактильные ощущения. Пол везде выложен мозаикой из мрамора в виде неровной гальки и досками из натуральной древесины с трещинками. Когда ходишь по нему босыми ногами, чувствуются все шероховатости. Это очень приятно - будто идешь по земле. Пузырьки воды в трубках напоминают бегущий вдалеке ручеек. Звуки воды вызывают состояние расслабления, умиротворения. В коридоре две стены сделаны в виде забора, на полу камешки. Это как дорога к дому - словно идешь по тропинке вдоль забора, а впереди виднеется что-то большое и красивое. Или, к примеру, светильники - люстра в форме обычных лампочек и люстра-полотенце. Камин, похожий на взорванный изнутри кусок железа. Фантастический дизайн и в то же время такой, будто он получился случайно. Простые вещи наиболее ценны, потому что пронимают до глубины души. В этом интерьере все предметы и фактуры работают на то, чтобы вызывать эмоции, отсылают к артефактной памяти детства.
Алексей Лобанов: Если в общем интерьере осмысливались некие глобальные понятия, то внутри каждого отдельного помещения возник свой подуровень, некие подтемы. В частности, в кабинете развивается тема противопоставления трех материалов - дерева, металла, стекла. Так, антресоль должна была быть сделана из необработанной дубовой доски, которую достать было очень сложно. После долгих поисков мы ее нашли, но строители приняли ее за брак и обработали. Вот такой был курьез! Лестница, ведущая на антресоль, выполнена из цельной металлической ленты. Ее изготовление тоже было связано с рядом технических трудностей. Ограждение лестницы, перегородка и библиотека сделаны из стекла. Каждый материал вызывает определенные ассоциации, темы наслаиваются друг на друга. Все это обогащает интерьер, делает его многозначным. Лично у меня грубая простота деревянного мостика антресоли ассоциируется с суровой архитектурой русского севера, церквами Кижей. Стальная пластика лестницы - это уже современное, хай-тековское решение со своим ассоциативным рядом.
S: Расскажите подробнее о каждой стихии, в чем они визуально выражены?
В.Л.: В целом все стихии представлены в том виде, в котором они существуют в природе, мы ничего не имитировали. Вода - это вода в десятках труб в гостиной, огонь - камин в кабинете, воздух - подсвеченная стена в спальне, земля - травяной ковер, жизнь символизирует огромное "яйцо" из Кориана®, в котором расположены кухня и гостевой санузел.
S: Судя по рассказу, практически все здесь индивидуального изготовления.
А.Л.: Да. Более того, многие решения потребовали серьезных технических разработок - их проектирование и реализация заняли примерно столько же времени, что и разработка всего интерьера. Взять, к примеру, травяной ковер на стенах гостиной. Сначала мы хотели насадить живые растения, даже разработали гидропонику, систему полива. Но по некоторым причинам от этой идеи отказались и заменили их на искусственные. Причем это не готовая продукция, продающаяся погонными метрами. Почти 100 тысяч травинок, каждая из которых была вручную "посажена". Несмотря на то что это не настоящая трава, выглядит она вполне правдоподобно и создает впечатление мохнатой поляны.
S: Простые, лаконичные формы, геометричное пространство, минимум аксессуаров, спокойные цвета... В стилевом плане интерьер можно назвать минималистским?
В.Л.: Здесь нет нарочитого усложнения, это точно. Но это не минимализм. Стиль определить сложно, скорее он ближе всего к экологическому. Сама идея стихий по сути экологичная - это природа, естественность, простота. Поэтому и материалы, которые мы использовали, исключительно натуральные - дерево, стекло, металл, бетон, мрамор. Даже мягкую мебель подбирали специальную, чтобы она была округлых естественных форм, напоминающих то ли гальку, то ли крупные камешки. В свое время мы увидели эту коллекцию на Миланской выставке, на стенде компании ROSSI DI ALBIZZATE. Мы всегда ищем что-то особенное, характерное, именно этим она и понравилась. Я считаю, с ней получилось стопроцентное попадание, во многом благодаря этой мебели квартира приобрела законченность.
Вера Лобанова: "Концепция этого интерьера построена на абстрактной идее, в основе которой осмысление ряда философских категорий. Надо отдать должное заказчикам, которые с первых эскизов поддержали тему экологического дизайна, и мы получили возможность создать многосмысловое эстетичное пространство. При всей кажущейся простоте интерьера за ним стоит серьезная проектная и техническая работа. Здесь практически все, за исключением мебели, изготовлено на заказ. Для нас проект стал настоящим архитектурным праздником, и мы с удовольствием над ним работали"
Аксессуары для съемки предоставлены салоном Roche Bobois, галереей Arte di Vivere и шоу-румом Andrew Martin