Спокойствие, только спокойствие...

Работы эстонского флориста Тайво Пиллера

Дата публикации 20.08.2001

Фото: Евгений Лучин

Текст: Анна Хацкевич

Журнал: N8 (42) 2000

На самой границе Таллинна, в пятнадцати минутах езды от центра, стоит двухэтажный деревянный дом незатейливой архитектуры и, на первый взгляд, неопределенного назначения. Школа Тайво - так ее называют все, кто о ней слышал или когда-либо там бывал. Заиндевевшие в любую погоду окна первого этажа и стоящие у входа стулья из необработанных толстых веток ненавязчиво намекают, что внутри вас ждет нечто необычное. И действительно, переступив порог, попадаешь в демонстрационный зал продукции или, вернее сказать, красоты, создаваемой Тайво Пиллером и норвежской флористкой и дизайнером Линдой Йохнсен. Именно ее Тайво называет "генератором идей" и безоговорочно отдает ей первенство в творческом тандеме. Пластиковые кашпо и вазы с "рваными" краями, металлические аксессуары, искусственные цветы - все эти авторские модели сделаны по их разработкам и эскизам и пользуются популярностью не только в странах Балтии, но и у российских фирм, следящих за новшествами и тенденциями в этой области. Второй этаж отведен под аудиторию для занятий. Ножки столов сделаны из таких же необработанных веток, что и стулья у входа, дощатые столешницы покрашены в один цвет с полом. И вдруг легкий шок: в углу очень добротно сделанный и даже симпатичный, но все-таки гроб. "А, это учебное пособие - у нас в расписании есть тема "Траурная флористика", - с невозмутимой улыбкой и характерным эстонским акцентом поясняет Тайво, и присутствие такого невеселого предмета начинает казаться вполне обычным делом. И вот он начинает работать, неспешно рассказывая о некоторых моментах своей творческой биографии.  - В первый раз я осознанно посмотрел на цветы лет в четырнадцать. У нас они всегда выращивались в саду, и мне захотелось сделать букет, чтобы поставить в доме. Сейчас сложно вспомнить, как он выглядел, но с тех пор тяга к цветам у меня не прекращалась.  - А твои первые шаги к профессии, ведь когда ты учился, таковой еще "в списках не значилось"? Какие у тебя были ориентиры?  - После восьмого класса я поступил в сельскохозяйственный техникум и учился на агронома. Там у нас был цветочный кружок, так мы его называли, и сначала я стал участвовать во внутренних конкурсах, потом в районных, и всегда был где-то в первой тройке. На третьем курсе я решил получить специальность художника-оформителя, тогда-то и познакомился с преподавательницей икебаны, которая, я считаю, дала мне для будущего очень много. А еще, как ни странно, мне повезло в армии. Я служил во Владимире, был фотографом и вел кружок по аранжировке для жен офицеров.  - То есть ты в армии два года совершенствовался профессионально. А оружие-то довелось в руках подержать?  - Да-да, я на танке ездил, я ведь танкист... Еще за полгода до окончания службы пришло письмо от моей преподавательницы икебаны. Она писала о том, что есть возможность поехать учиться флористике в Финляндию. Тогда, уже в армии, я начал учить финский язык.  - Сколько времени ты учился в Финляндии?  - Сначала один год в узкоспециализированной школе флористов, где много времени уделялось обучению организации своего бизнеса. Затем я на два года остался в Финляндии работать, при этом посещал различные курсы, мастер-классы европейских и скандинавских флористов. Когда вернулся в Эстонию, сразу организовал школу и начал преподавать сам.  - А кого из флористов ты считаешь наиболее авторитетными?  - Самой важной и главной для меня была учеба у Линды Йохнсен. И сейчас, но это по моему мнению, в мире два самых сильных флориста - это она и Даниэл Ост.  - А ты видишь разницу между скандинавской и европейской школами флористики?  - В принципе, нет. Разница только в том, что у разных стран разные культура и климат. Маленький народ всегда скромнее, отсюда и минимализм в выборе материала, и скромность цветовой гаммы, лаконичность в работах. Плюс спокойный северный темперамент.  - Мне сказали, что ты построил здание школы своими руками, ходил весь в цементе, в краске... Это правда?  - Да. Это не так сложно. Конструкция дома - просто большое Lego. Конечно, сначала о строительстве даже мысли не возникало. Мы с моим компаньоном Мартом Хабером выбирали уже готовое здание, но ни одно из них не подошло нам по площади, освещенности или месторасположению. Тогда-то и выбрали этот путь.  - Искусственные цветы - для тебя бизнес или творчество?  - И то, и другое. Я никогда не думал, что с искусственными цветами настолько интересно работать. Очень многие флористы предвзято к ним относятся, сравнивают с живыми, но ведь это совершенно другой материал. Но конечно, их надо использовать умело, в нужное время и в нужном месте. И желательно сочетать с натуральными (сухими), чтобы добавить жизни.  - А что для тебя важнее: преподавать, разрабатывать дизайн аксессуаров или делать флористические работы?  - Мне нравится и то, и другое, и третье, я радуюсь всему, что мне приходится делать.  - После пятого места на Кубке Европы в Австрии в 1999 году тебе хочется еще где-нибудь участвовать или это была вершина?  - Я вообще-то не очень люблю участвовать в конкурсах. Мне больше нравятся выставки, потому что тебя не ограничивают рамками времени, размеров и тем. Я люблю вот такие лаконичные работы, а для конкурса они недостаточно сложны и масштабны. Они не подходят под критерии, по которым оценивает жюри. А мне в первую очередь важно в работах выразить свои чувства, характер, эмоции, показать их зрителям, и главное, чтобы эти работы доставляли удовольствие мне самому. Я люблю делать то, что мне нравится.