Старая история

Бывший доходный дом фарфорового промышленника Кузнецова на Мясницкой улице известен многим москвичам. Дизайнер Анна Разумеева-Смирнова преобразила мансарду в лофт

Дата публикации 14.04.2000

Фото: Михаил Степанов

Интервью подготовила: Екатерина Иванова

Стилист: Евгения Шуэр, Анна Плотникова

Автор проекта: Михаил Смирнов
Анна Разумеева-Смирнова

Журнал: N3 (92) 2005

Я люблю старые московские дома, дворы с обитающими там кошками, гулкие парадные, где прохладно даже в жару, - говорит дизайнер Анна Смирнова. - Бывший доходный дом фарфорового промышленника Кузнецова на Мясницкой улице известен многим москвичам. Это памятник архитектуры постройки 1911 года. Кстати, и сам Кузнецов жил там: в том же подъезде, на четвертом этаже. По счастливой случайности, когда мы начинали ремонт, туда еще можно было попасть - сфотографировать лепнину, оригинальные ручки окон и дверей, сами двери, которые теперь утрачены. Наша квартира - это мансарда. Хорошо то, что там после революции ни разу не делался капитальный ремонт, в свое время там поставили дополнительные перегородки, а отделка вся осталась практически не тронутой.

Бывший доходный дом фарфорового промышленника Кузнецова на Мясницкой улице известен многим москвичам. Это памятник архитектуры постройки 1911 года.

Эо дало возможность по мелочам, по отдельным предметам сохранившегося быта того времени воссоздать образ типичного московского доходного дома начала века. Моя заказчица - современная девушка, и ей, конечно, ближе совсем другой стиль. Но она, так же как и я, не хотела разрушать уже сложившийся облик дома. Такое отношение нечасто встретишь, и я надеюсь, что ее квартира тоже ответит ей взаимностью. Ведь очень важно любить свой город и бережно относиться к его наследию.

"Квартира в доме Кузнецова, которую мне предложили сделать, хоть и была в очень запущенном состоянии, но все же имела свой стиль, свой неповторимый облик. И это очень хотелось сохранить. По образованию я художник, и мыслю, скорее, образами и впечатлениями. Может быть, поэтому идея квартиры родилась достаточно легко."

В нашем случае материалы подобрали как-то сразу и легко. А вот техническая сторона оказалась достаточно сложной. Пришлось рассчитывать нагрузки, укреплять перекрытия, а проект согласовывать не только с необходимыми инстанциями, но еще и с соседями. Поэтому и ремонт длился довольно долго - больше года.

...материалы подобрали как-то сразу и легко. А вот техническая сторона оказалась достаточно сложной. Пришлось рассчитывать нагрузки, укреплять перекрытия, а проект согласовывать не только с необходимыми инстанциями, но еще и с соседями.

Лепнина в квартире сохранилась с дореволюционных времен. Ее было несколько видов, но вся она была строгой: с тягами и паддугами. Похожая лепнина часто присутствует в постройках того времени. Сохранить ее, к сожалению, было нельзя, так как мы довольно сильно перепланировали помещение. Но еще до начала ремонта мы сняли слепки с нее и в дальнейшем их использовали.

Облик квартиры во многом определила столярка. В подъезде дома и сейчас сохранились красивые двери - высокие, двустворчатые и с резьбой. Внутри квартир они различались: у Кузнецова рисунок дверей был более сложным. Но везде, и в оконных переплетах тоже, присутствовала тема вытянутого шестигранника. Поэтому эскизы новых дверей я рисовала, что называется, по мотивам старых.

"Мне всегда приятно, когда заказчик тоже начинает чувствовать стиль интерьера, и тогда моя работа превращается в сотрудничество. Это значит, что я старалась не зря".

Использовать существующие двери не представлялось возможным не только по причине их плохой сохранности, но и потому что нам потребовались и гардеробные двери, и двери-книжки, и встроенные в стену витрины, и даже винный шкаф.

Использовать существующие двери не представлялось возможным не только по причине их плохой сохранности, но и потому что нам потребовались и гардеробные двери, и двери-книжки, и встроенные в стену витрины, и даже винный шкаф.

Входную дверь мы сделали с металлической начинкой. При этом снаружи она выглядит как все двери в подъезде: темно-коричневая и с резьбой, а изнутри - как обычная межкомнатная.

Эскизы окон тоже были сделаны по мотивам существующих - с делением рам в верхней части на квадратики. В гостиной, возле камина, одно из окон мы сделали шестигранным (раньше там было простое, прорубленное в советское время). Подобные окна уже были в других частях дома. Поэтому, на мой взгляд, оно смотрится достаточно органично и очень украшает интерьер. Правда, я бы покрасила рамы в светлый цвет, как было принято в начале века. Но хозяйке очень нравится вид натурального дерева, и мне это не показалось большим нарушением. В конце концов, это все же не музей, а квартира. В одной из комнат окон не было вовсе, а верхний свет проникал сквозь стеклянный "фонарь" в крыше. Там мы сделали ванную комнату, и теперь, принимая ванну, можно видеть небо.

Камин в гостиной — точный слепок с того, что был в квартире Кузнецова. Особая гордость хозяйки — винный шкаф, встроенный в уличную стену, благодаря чему температура в нём ниже, чем в квартире. Деревянная лошадка, фигура птицы. Scholtiseek

Внешний вид камина нам воссоздали уральские литейщики по слепкам, сделанным с очага, сохранившегося в кузнецовской квартире.

Под камин очень подошли современные итальянские батареи под старину - высокие, темно-коричневые, с рельефным узором и латунными вентилями. В гостиной, чтобы оживить большую площадь пола, покрытого дубовой доской, я предложила врезать в него мраморный мозаичный ковер. В эскизе я повторила тему гобеленовой обивки пуфа в восточном стиле, московские мастера выложили эту мозаику, а хозяйка дополнила тему восточным шерстяным ковром.