Стеклянные светильники: лучшие модели из России, Чехии и Италии

Современные стекольные фабрики творят чудеса: создают уникальные вещи из стекла и вдохновенно воспроизводят старинные модели. В нашем обзоре — самые интересные светильники восьми фабрик из трёх стран.

Дата публикации 28.04.2018

Текст: Юлия Сахарова

Фото: пресс-службы

Всё это — произведения искусства, но даже не это главное. Важна сама атмосфера, которую они создают в доме. У светильников масса возможностей: они могут поддержать в и интерьере ощущение спокойного, расслабленного отдыха и внести настроение ликующей радости, праздника. Вместе с салоном старинного света «Жирандоль» мы предлагаем посмотреть, что приготовили ведущие европейские фабрики.

Начнём с отечественного производства. Интереснейшие световые объекты делает фабрика GLASSBURG: плафоны невероятных конфигураций, «дождь» из каплевидных светильников, органические формы — всё это сделано вручную российскими мастерами-стеклодувами по эскизам замечательных российских художников (в штате компании — собственные дизайнеры).

Специализация фабрики — создание светильников небольшими сериями и на заказ. Стекло — уникальный, «живой» материал, считают на фабрике. И действительно, застывшее стекло в исполнении GLASSBURG выглядит живым, словно оно ещё находится в руках мастера, и на наших глазах с ним происходят удивительные превращения. Каждый из светильников, рождающихся на этой санкт-петербургской фабрике, неповторим, как живой организм или природное явление. Например, есть светильник-улей (Ulei).

Светильник Ulei, Glassburg

Есть светильник-капелька (Drop), который может использоваться в интерьере как соло, так и в компании таких же «капель». (Рисунок кракелюров у каждого из них индивидуальный, а кроме того, капли из стекла можно соединять в разные композиции, размещать в линию или группой, на разной высоте, варьировать частоту.)

Светильник Drop, Glassburg

Есть «мятый» плафон Optik — дань искусству оп-арта с его «оптическими» эффектами (кажется, что стекло ещё горячее, расплавленное, оно «живёт» и меняет форму). Есть элегантно-постмодернисткая «Авоська», романтизирующая тему советского быта.

Светильник Optik, Glassburg

А у чешского бренда Lasvit — «бутылки» из цветного стекла, словно сошедшие с картины современного художника. (Они могли бы составить тематическую пару к «Авоське»). Их автор и является художником в самом высоком смысле слова: это блистательный Арик Леви, дизайнер, проектировавший для самых громких брендов. Все его объекты — в большой мере «арт-».

Светильник JAR, Lasvit

Взять хотя бы гранёные «драгоценные камни», которые умеют излучать свет (которые Леви также спроектировал для Lasvit).

Светильник CRYSTAL ROCK, Lasvit

Вообще, эта чешская компания сделала ставку на сотрудничество с именитыми дизайнерами: японская студия Nendo, британец Росс Лавгроув, бразильцы Фернандо и Умберто Кампана, американец Даниэль Либескинд, немец Мартен Баас — это неполный список имён. На парижской выставке Maison Obiect 2018 компания представила серию стекла Neverending Glory. Ее авторы — Ян Плечак и Генри Вельгус — посвятили свою работу крупнейшим театрам мира и их люстрам. Эти необычные прозрачные светильники сразу стали хитом. Прозрачный плафон из выдувного стекла повторяет абрис люстры. Насколько прототип — классическая хрустальная люстра — кажется массивным, настолько плафон — лёгким и словно невесомым.

Светильник Neverending Glory, Lasvit

Богемское стекло сегодня — это прежде всего яркая неординарность образа. Примером может служить чешско-американская фабрика Sklo (в переводе с чешского на русский — «стекло»). Она основана супругами Карен Гилберт и Полом Павлаком. Карен Гилберт — американская художница, мастер по металлу и ювелир. В компании Карен дизайн-директор. Она отвечает за создание коллекций, от чертежей до прототипов, а её супруг Пол Павлак, американский архитектор и дизайнер, «редактирует» идеи Карен, обеспечивает внимание к деталям. Супруги и соавторы верят в «честность» материала, с которым работают, в его функциональность и простоту. Отсюда лаконизм и ясность, характерная для продукции фабрики.

Среди их работ — стеклянная капелька, одна-единственная, подвешенная на крючок, как женская серёжка, и прозрачные плафоны из бесцветного прозрачного стекла на каркасе из черного металла — лаконичный светильник в винтажном стиле.

Светильник Hold, Sklo

Есть люстра — «паук» Drape. Она сразу стала востребована в минималистских интерьерах. (Хотя, строго говоря, это не люстра, а собранные в единую композицию отдельные стеклянные сферы на чёрных подвесах характерной формы; плафонов может быть 9,7,5 или 3).

Светильник Drape, Sklo

У фабрики есть другая похожая лампа, стилистически менее жёсткая — разноцветные плафоны разного размера из прозрачного стекла. Они, а также настольная сфера из прозрачного дымчатого стекла — прекрасный вариант для тех, кто устал от визуальных эффектов и нарочитости. Все эти плафоны прошли на фабрике шлифовку огнём, поэтому они особенно прочные и гладкие.

Светильник Drape, Sklo

Отдельный «раздел» в географии светильников из стекла — итальянские фабрики с их многовековыми традициями производства. Но это совсем не значит, что им подвластна только классика: современные темы они также отыгрывают блестяще. Например, дизайнерский светильник Diamante из выдувного стекла: это прозрачный плафон ручной работы — предмет совершенной формы. Рельеф, которым покрыта его поверхность, особым образом преломляет свет. Плафоны можно разместить соло или группой, под самым потолком или на подвесах в самых разнообразных композициях. Они всегда «поймут» пространство, даже самое необычное — сложной конфигурации, с перепадом высот.

Светильник Diamante, Vistosi

Чтобы создать такой светильник, требуется слаженная работа двух мастеров-стеклодувов.

У Vistosi есть гениальные коллекции светильников из стекла Sata и Jube. Это предметы в духе середины прошлого века, самого актуального сегодня исторического периода, того самого mid century, который задаёт сегодня стиль на крупнейших мебельных выставках.

Светильник Jube, Vistosi

«Послание» дизайнеров считывается прекрасно. А нарочитая простота и безыскусность — это «фишка» стиля, современный концепт «новой роскоши», которую определяют высокое качество, персонализация, ручная работа. На фабрике гордятся моделью Giogali — люстрой из стеклянных «петелек».

Родиться в Италии, быть художником и равнодушно смотреть на природу? Это невозможно. Вот почему у итальянской фабрики Busato столь понятный предмет для вдохновения: красота цветов. Дизайнеры любуются великолепными садовыми цветами, например, лилиями (коллекция Light Flowers) и ирисами (коллекция Impressionism), а мы предлагаем вам полюбоваться шедеврами из муранского стекла, которые удивительно похожи на живые цветы.

Светильник, серия Impressionism, Busato

А ещё художниками фабрики удалось «наколдовать» цветы, удивительно похожие на те, что на знаменитой картине Ван Гога «Ирисы». Даже не каждый цветок, а каждый лепесток из муранского стекла в этих светящихся «букетах» неповторимый, отличающийся от других — как в природе.

Светильник, серия Impressionism, Busato

И даже, казалось бы, такой простой, «деревенский» цветок, как подсолнух, художникам фабрики удалось подать очень изящно.

Светильник, серия Impressionism, Busato

А ещё в коллекциях Busato есть тюльпаны, цикламены, розы, маки — всего не перечислить. В этих шедеврах из муранского стекла оживают традиции венецианского острова Мурано, на котором с XII века по секретным технологиям создавали вещи удивительной красоты — вазы, бокалы, фигурки, украшения, светильники.

Светильник, серия Floreali, Busato

Каждая из итальянских фабрик имеет свои традиции, свои наработки. В индивидуальной манере работают со стеклом на фабрике Euroluce Lampadari: тут своя стилистика, свои образы. В каталоге фабрики огромное количество люстр, настольных ламп, бра в разных классических стилях: представлены и Людовики, и ампир, и другие эпохи. Они узнаваемы, и всё же эти светильники — абсолютно оригинальные «сочинения» на исторические темы. Примером изящной интерпретации классики может служить люстра Alicante из хрустального стекла. Озорные завитки на классической люстре — примета сегодняшнего дня. (В этой коллекции есть и бра.)

Люстра Alicante, Euroluce Lampadari

Прекрасные классические люстры с хрустальными подвесками в ХIХ веке делали в Австрии. Эти традиции восприняла компания Sсhonbek, подразделение Swarovski Lighting, исторически — поставщик двора Габсбургов (а с 2007 года — часть Swarovski Group с главным офисом в Нью-Йорке). Кристаллы Swarovski — это уже имя нарицательное. Их состав запатентован, блеск, преломление света — фантастические. Целые «водопады» кристаллов (или наоборот, немногочисленные, сверкающие, как бриллианты) в исполнении Sсhonbek завораживают.

Люстра, серия Jasmine, Sсhonbek

К счастью, сегодня интерьер не предъявляет жёстких требований к чистоте стиля, поэтому такую люстру можно смело размещать и в современном пространстве, например, минималистичном. Можно даже добавить ему нарочитой брутальности (вроде кирпичных стен и бетонного пола в духе лофта), чтобы создать красивый контраст между люстрой и её «фоном». А если захочется подлинности и достоверности, то антикварные светильники в классических стилях можно найти в Москве — например, в Салоне старинного света «Жирандоль».

Благодарим салон «Светильники» на Малой Ордынке, 39 за помощь в подготовке материала.

На правах рекламы