Стиль для высшего общества
квартира (180 м2) в историческом центре Москвы Борис Уборевич-Боровский
Не хочется никому подражать и подыгрывать. Хочется жить уютно и удобно. И в то же время производить на коллег - столь же преуспевающих людей - некое впечатление. Благоприятное. Соответствующее твоему образу жизни, образу мысли, статусу, стилю, вкусу... Господи помилуй, как же этого добиться?
Не станем отвечать на этот вопрос неуместным "очень просто!" Нет, господа, когда речь заходит об оформлении собственной квартиры, каждый должен сам сделать выбор. Который может оказаться как удачным, так и неудачным. Вот, например, хозяева квартиры, которую вы видите, считают свой выбор очень, ну просто чрезвычайно удачным. И гости дома разделяют это мнение. Порой соглашаясь даже, что сами ошиблись, поспешили, отдав предпочтение другому стилю. Впрочем, еще не поздно "перекроить все иначе"...
А пока - заказчики: молодой банкир, его жена и ребенок. Архитектор - Борис Уборевич-Боровский. Квартира располагается в новом доме, построенном в историческом центре Москвы. Отсюда архитектурные формы классики на фасаде, монолитные стены и перекрытия. И - совершенно нелогичная изначальная планировка. Так в интересующей нас квартире предполагалась довольно большая (46 м2), но непропорционально вытянутая гостиная, да еще с единственным маленьким окошком в торце. Другая "оплошность" проекта - отсутствие подсобных помещений.
Планировочно Борис Уборевич-Боровский принял революционное решение: поменять все местами. Теперь на месте длинной темной гостиной - спальная зона, а на месте "никаких" спален - как раз гостиная, кухня и кабинет. Понятно, и кладовки появились, и гардеробная, и даже хозяйственная комната. Однако о планировке - оригинальной, интересной, удобной - позже. Ибо главным стал все же поиск стиля. Стиля дома для современных представителей высшего общества.
Хотим мы этого или нет, но солидные люди традиционно предпочитают классику. Но как ее подать? В данном случае было ясно, что находиться в декорациях, полностью воспроизводящих историческую эпоху, хозяева не согласятся. Тогда цитата? И вот автор проекта остановил свой выбор на "знаковом" элементе - парных дорических колоннах тосканского ордера. Им было назначено предварять вход в гостевую зону и, что важно, соседствовать со "знаковыми" же современными вещами. В прихожей, как раз напротив колонн, висит одно из знаменитых зеркал Филиппа Старка. Довершает постмодернистскую идиллию модная металлическая вешалка.
А дальше начался эдакий захватывающий интеллектуальный пинг-понг: архитектор подавал идею, заказчик, приняв ее, нередко предлагал свои варианты развития замысла. Так, одиноко стоящие колонны были дополнены классической стеной. В результате при входе в гостиную образовался целый островок притягательного прошлого.
По инициативе хозяина в коридорчике, соединяющем гостевую и спальную половины, появился эффектный светильник "Паук".
Но пора, наконец, войти в гостиную и окунуться в мир, который так тщательно продумывался, так подробно обсуждался, так скрупулезно создавался. Первое впечатление: мягкость, сдержанные формы, отсутствие яркого цвета . Собственно гостиная очерчена по полу гранитным треугольником, по потолку - световым карнизом. Наличие в ней не просто дорогих и красивых, а известных ("знаковых") предметов, ставших современной классикой, - одно из требований стиля квартиры. Другое дело, что объединены все эти произведения дизайна просто гениально: ни одно не "выпячивается", все вместе, да еще вкупе с авторскими деталями, образуют по-настоящему уютную, хотя и безусловно представительную, сверхпрестижную обстановку. Заслуживает внимания стойка для аппаратуры, выполненная специально для этого помещения: сочетание хрома и дерева, каменные полки...
Судя по всему, в авторских предметах суммируются основополагающие черты стиля высшего общества (по Уборевичу-Боровскому, разумеется).
Левое и правое крыло представительской половины занимают, соответственно, кухня и кабинет. Их выделенность заметна с первого же момента: обе зоны отмечены световым фонарем потолка. Структурно же они отъединены от гостиной по-разному. Кухня - ступенькой гранитного пола и авторской барной стойкой. Плюс серый матовый лак мебели "Сиематик" - и получается нечто строго-торжественное, пастельное, поддерживающее монохромность интерьера в целом.
Что касается кабинета, то благодаря четырехстворчатой двери-перегородке (авторская работа) он то вливается в общее гостевое пространство, то обосабливается за непрозрачным стеклом. Как все уже виденные нами помещения квартиры, он необычен по форме. Треугольное основное пространство дополнено закутком-альковом с диванчиком. А уже к этому закутку примыкает небольшая кладовая. И наводит на упоительные мысли о потайных комнатах и прочей романтической атрибутике настоящего классического кабинета.
Особого упоминания заслуживает письменный стол на элегантных ножках, достойное детище "Уборевич-дизайна". Вообще же в кабинете чуть-чуть добавлено цвета. Немного теплее оттенок стен, едва заметно ярче, бархатистее мебель. Так сдержанно нам намекают, что комната по своему назначению занимает промежуточное положение между официальными и интимными помещениями.
В последние мы и направимся. И начнем со спальни хозяев. Пожалуй, точнее всего определить ее как изысканно-красивую. В серебристом сиянии люстры и светильников буквально "купается" простая по форме кровать.
По соседству с нею - два удобных кресла. Потолок комбинированный: область над кроватью обрисована световым карнизом, а над креслами мерцает несколько усложненный, нежно изогнутый фонарь. Раздвижную дверь-шкаф в гардеробную предложил заказчик. Обратите внимание на изменение характера цвета: дерево черешни, использованное в спальне, несет природное тепло. Плюс оттенки стен и деталей - и суть пространства изменилась.
Работа над детской шла в несколько этапов. Заказчики обязательно хотели, чтобы здесь была кровать-корабль. Архитектор, с учетом этой кровати, предложил "морскую" стилистику комнаты в целом. Хозяин же подсказал идею подиума-пристани. И чтобы над подиумом, на стене, изображался волшебный город, к которому причалил корабль. Заметим, что над эскизами стенной росписи работали несколько художников.
И заключительный аккорд квартиры - ванная комната. Под нее удалось "выкроить" аж тринадцать квадратных метров площади, на которых творческая фантазия и мастерство архитектора проявились с удивительной полнотой.
Под световым фонарем потолка установлена круглая ванна. К ней ведут круглые же мраморные ступени, уложенные на подсвеченные стеклоблоки. Тема круга продолжена световым карнизом потолка. А дальше, над умывальным столом - третий вариант потолка, зеркальный. Мрамор, черная мебель (по определению Бориса Уборевича-Боровского - "чуть японская"), два зеркала, одно из которых двойное... Получилось неоднозначное многомерное пространство, разделенное на зоны без помощи перегородок. Цвет - самый насыщенный в квартире, но без кричащей яркости. Побывав в этой ванной, соглашаешься: да, она способна удовлетворить самый взыскательный вкус.
Вот таким архитектор Борис Уборевич-Боровский увидел стиль, достойный людей из высшего общества. Не стремящихся к дешевому блеску, но умеющих ценить красоту и качество. Имеющих возможность не зацикливаться на одной лишь функциональности, но отвергающих купеческую пышность. Живущих насыщенно и энергично, а потому очень нуждающихся в добром уюте родного дома.