Стиль и лаконичность: интерьер дома в эстетике минимализма

Разрабатывая интерьер этого загородного дома под Минском, архитектор Александр Кратович вдохновлялся работами известных минималистов Винсента Ван Дуйсена, Джона Поусона и Тадао Андо.

Дата публикации 27.11.2020

Текст: Ольга Вологдина

Фото: Сергей Пилипович

Автор проекта: Александр Кратович

Журнал: Salon Interior 07/08 2020

Площадь: 600 кв. м

Владельцы дома — семейная пара. Супруг — состоявшийся бизнесмен, жена занимается наукой. Дети уже взрослые: дочь студентка университета, а сын живёт и работает в Лондоне.

Гостиная. Тёмный потолок из дерева цвета антрацита зрительно уменьшает высоту помещения и вместе с тем оттеняет светлые поверхности стен и пола. Диванная группа Arketipo и журнальный столик с каменной столешницей перекликаются формой и цветом с отделкой стен, что делает их архитектурными участниками пространства. Заметный элемент обстановки — два кресла RIVA 1920, они добавляют в интерьер американского шарма.

Композиционный центр всего первого этажа — лестница, выполненная по дизайну архитектора и вобравшая в себя все основные темы, встречающиеся в мебели и отделке интерьера.

Заказчик нашёл Александра Кратовича по публикации в одном из интерьерных журналов, обратив внимание на то, как архитектор работает с пространством. «Заказчик прекрасно разбирается в дизайне, и он поставил передо мной высокую планку, — рассказывает автор проекта. — В своё время он с семьёй уже жил в дизайнерской квартире, сейчас супруги много путешествуют, постоянно посещают международные художественные выставки. Для них был одинаково важен как функциональный, так и визуальный комфорт. Мне пришлось потратить много часов на поиск и презентацию заказчику оптимальных решений. Результат превзошёл его ожидания».

Главный элемент гостиной — камин высотой около 7 метров, он установлен вплотную к вертикальному витражу. «На мой взгляд, противостояние — огонь в камине, небо и снег за окном — есть самое яркое воплощение понятия «уют» в современном интерьере», — отмечает автор проекта. Геометрический орнамент ковра Cattelan Italia созвучен с облицовкой фасада, видимой за окном.

Привлечённый изначально к разработке интерьера, Александр, как архитектор, не мог оставить без внимания сам дом (его строительство тогда только начиналось). Планировочные решения и внешний облик дома вызывали много вопросов и требовали существенной доработки. В итоге он не только реализовал интерьер, но и выполнил тюнинг всего здания: увеличил полезную площадь дома, доработал фасады, изменил внутреннюю организацию пространства и в конце концов полностью сформировал концепцию дома.

В отделке помещений архитектор использовал натуральные материалы: дерево нескольких оттенков, бетон (большеразмерная плитка грес), крашеный металл, стекло.

«Кухня Composit великолепно решает проблему «кухни-невидимки», — объясняет свой выбор Александр. — Отделка фасадов деревом делает её похожей на часть мебельной композиции, а светлые шкафы с рабочей поверхностью, оборудованные под окном, выглядят нейтрально на фоне бетонной стены». Стол, RIVA 1920. Стулья, Cattelan Italia.

Снаружи здание отделано материалами в тёмных тонах, а внутри, наоборот, доминируют светлые оттенки — получился эффектный контраст между экстерьерным и интерьерным решениями. Ощущение лёгкого, пронизанного светом пространства достигнуто путём построения главных видовых точек с перспективой на открытые пространства и панорамные окна.

Кабинет на антресоли. Кресло, Ditre Italia. Стеллаж, ковёр, Cattelan Italia. Журнальный столик, Alf Italia. Торшер, ТАТО.

«Гостиная — главное помещение в доме. Она, как мне кажется, должна превосходить все остальные комнаты как по размеру, так и по визуальному впечатлению. Я так и сделал. Именно на неё приходится основной акцент. А вот спальня, ванная комната и другие помещения композиционно группируются в «улитку», пропорционально уменьшаясь в размерах, и закручиваются в плане по спирали Леонардо да Винчи», — объясняет архитектор свой замысел.

Интерьер по стилистике минималистский, а по архитектуре модернистский. Недаром в своих решениях Александр Кратович воодушевлялся работами таких известных мировых дизайнеров и архитекторов, как Винсент Ван Дуйсен, Джон Поусон, Тадао Андо. Визуальный образ их интерьеров складывается из простых, лаконичных форм, преимущественно геометрических. В цветовой гамме преобладают сближенные и нейтральные тона, материалы — натуральные: это неизменно дерево, металл, бетон и штукатурка.

На галерее второго этажа обустроена небольшая рабочая зона. Стол, Poliform. Кресло, Cattelan Italia.

Спальня хозяев. Окно и панорамный витраж с двух сторон от кровати Poliform создают ощущение присутствия природы в помещении. Банкетка, Poliform. Прикроватные столики, Pianca. Люстра, Cattelan Italia.

«Интерьер этого дома построен на тех же принципах, что, несомненно, обеспечит ему долгую жизнь вне моды, — рассуждает Александр. — Ведь современный дизайн быстротечен. Довольно часто, завершая свой очередной объект, испытываешь некоторую неловкость перед заказчиком из-за того, что всё, в чём убеждал его ещё совсем недавно, становится уже не столь актуальным. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать продукцию флагманов интерьерного дизайна — тех производителей мебели, светильников, отделочных материалов, которые ценят стиль, эргономичность, комфорт, респектабельность. Я люблю классику как таковую и классику модернизма в лучших её проявлениях. И, наверное, поэтому всегда интересно находить в традиционной классике мотивы, созвучные нашему времени, а в современном дизайне использовать приёмы классики, дающие ощущение содержательности и эмоциональной насыщенности интерьера».

Фрагмент гостевой спальни. Стены отделаны плиткой Ultra от Ariostea. Кровать, Pianca.

Ванная комната решена в тёмных тонах: чёрная каменная стена в торце и деревянный потолок цвета антрацита создают ощущение природного спа. Туалетный столик, Gallotti&Radice. Кресло, Cattelan Italia. Подвесные cветильники, Fabbian.

Автор проекта Александр Кратович: «По публикациям в интерьерных журналах меня больше знают как классициста, но это не говорит о том, что я работаю только в классике. Как правило, у меня в процессе одновременно находятся и традиционные, и современные интерьеры. Такое «двуличие» даёт мне более острое ощущение и понимание каждого стиля, а в целом мне интересна культура во всех её проявлениях».

План дома в два этажа.