Стиль как метафора

квартира общей площадью 72 м2 Александр Галкин, Ольга Кузнецова

Дата публикации 17.02.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Наталья Казакова

Автор проекта: Александр Галкин
Ольга Кузнецова
Александр Дроздов
Борис Бельский
Алексей Пастушков

Журнал: N11 (67) 2002

"Стиль - это всегда метафора, то есть отношение между литературной интенцией автора и структурой его плоти (вспомним, что в структуре свернута всякая длительность). Вот почему стиль - это неизменная тайна..." Ролан Барт. Нулевая степень письма Современность не всегда бывает адекватна мнимой реальности. Порой нужно оглянуться, чтобы из памяти выплыли мгновения прошлого и заставили по-новому оценить условность бытийного. Архитектор Александр Галкин, продумывая основную идею своей новой работы, исходил из заданности самого стандартного пространства. Концептуальной доминантой для него стала идея "коридор-библиотека". Ведь единственной просьбой его заказчиков было сделать квартиру без обычной атрибутики, как-то: стол, шкаф, стеллажи для книг. Что может быть лучше для архитектора? Именно так и появился этот пассаж - упирающийся в окно от пола и до потолка, ступень со спинкой и подушками, на которую можно присесть с книгой, по пути прихваченной со стеллажа. Галерея-библиотека разделила квартиру на две почти симметричные части. Одна из них объединяет гостиную, кухню и столовую в единый лофт, другая представлена кабинетом и спальней. Лаконичность, своеобразный аскетизм интерьера продиктован условиями бытового комфорта и амбициями современных дизайнерских устремлений. Все должно быть просто и удобно. Спокойная цветовая гамма решена в легких тонах (пастельные, голубые и зеленые оттенки). Но архитектора прежде всего интересует другое: главная задача сосредоточена в функциональной организации пространства. Ведь форма без назначения не имеет смысла, а философский подтекст появляется лишь в ходе интерпретации. Дизайнерский ход - "разворот" пространства, в котором "участвует" столик (в ответ на пожелание не делать классического стола со стульями в гостиной), - стал композиционным центром квартиры. Необычная форма обычного предмета - с импровизированной ногой-вазой и со скамьей - отдаленно напоминает барную стойку, однако используется по другому, более прозаическому назначению: этот стол стал некоей геометрической границей в пространстве, намеком из прошлого (первоначальная планировка) в самоутверждающемся будущем (новая "редакция"). Геометрия же демонстрирует свое совершенство, четко организуя пространство посредством фигур и линий. Спальня отделена от основной зоны и обособлена, как и подобает месту для отдыха. Стилистика современной жизни диктует свои законы. Изысканная простота интерьера становится нормой и способствует психологическому комфорту. Душевая кабина, открыто вынесенная в комнатное пространство, подчеркивает демократичность поставленной задачи. Традиционность решения подразумевает скрытый космополитизм вездесущей идеи comfortable. Архитектор уловил дыхание времени: жесткость современного ритма (геометрическая четкость единой линии в организации пространства), метафору прошлого (книги в открытых стеллажах) как знак духовности, отчуждение от внешнего мира и скрытую агрессивность личностных установок в условной простоте и комфорте интерьера. Данный стиль, несколько тяготеющий к конструктивизму, предполагает определенную мифологию пространства с его предысторией и символами (фотография миноносца работы Бориса Бельского на стене, настроение которой отражает эстетику всей квартиры в целом). Как прошлое есть действительный факт, так и стремление к будущему порождает новую реальность, которая порой бывает неадекватна современности. Основная идея, правда, всегда остается esse in futuro (быть в будущем) - это синоним творчества, а значит и жизни, и только стиль по-прежнему остается метафорой. Александр Галкин: "Кажется, Корбюзье говорил, что "геометрия и Бог сидят на одном стуле". В новой работе меня, конечно, привлекала форма, тем более что заказчики просили только об одном - не быть традиционным. Проектируя, я вспоминал о наших двухкомнатных клетушках, как вдруг меня осенила эта идея единого пассажа: коридор-библиотека, и сразу план ясно выстроился в концепцию данной работы".