Стиль 'по Фаренгейту'
квартира Марина Зайнетдинова, Олег Журавлев Элементы колониального стиля в интерьере квартиры. Четкое логичное пространство, строгая жилая эргономика в сочетании с теплым домашним комфортом
Экзотика в интерьере давно уже экзотикой как таковой не является. С тех пор, как первые европейцы обустроились в жарких землях Марокко, Индии, Австралии, в мировую интерьерную практику навсегда вошел "колониальный" стиль. То, что квартира выполнена "по африканским мотивам", далеко не очевидно. Но для искушенного взора африканские аллюзии здесь безусловны. Задача ни в коей мере не сводилась к точному копированию североафриканского жилища. Это скорее Африка, пропущенная сквозь призму европейского сознания.
Жаркий "градус" в интерьере определен был далеко не сразу: авторы искали образ, который смог был примирить противоположные представления заказчиков об уюте. С одной стороны, мужское пристрастие к четкому логичному пространству, строгой жилой эргономике.
С другой - женственный викторианский идеал, теплый домашний комфорт.
Разумеется, ни суровая прагматика хай - тека, ни помпезный вычурный ампир никак не совместимы в рамках единого пространства. Общие семейные пристрастия - путешествия и увлечение экзотикой - обусловили, в конце концов, стилевое решение.
Африканские реалии читаются в интерьере не как заимствования, но как знаки, символы. Колорит состоит из тонов, связанных для нас - и не европейцев, и не азиатов - с Африкой.
Это прежде всего цвет пламени: оранжевый, кирпичный, оттенки коричневого - от песчаного палевого и терракоты до цвета обугленного дерева. Цветовая гамма играет приоритетную роль в создании образа: даже подлинные африканские вещи (статуэтки, вазы, живопись) не придают квартире такое убедительное сходство с нашими стереотипами, связанными с Африкой, как цвет. Оливковый и топленое молоко (шторы) словно противостоят всеобжигающим солнечным и "жженым" плоскостям и объемам.
Грубые деревянные балки, поддерживающие потолки, словно прокопченные дымом древнего очага, на фоне охряных стен воспринимаются "по-африкански". Фактурная штукатурка, по которой краска наложена нарочито грубо, напоминает о туземном примитивизме.
Светильники в гостиной, расположенные "гнездами", выполняют декоративную, но не собственно осветительную роль: эти "очаги света" зонируют излюбленное место жаркой "сиесты" - вальяжные диваны, расположенные полукругом.
Огненно - желтые цилиндры из полупрозрачного шпона кажутся выполненными из шероховатой бумаги, или пергамента "домашней выделки". Неровная плитка, будто из спекшейся глины, также перефразирует не столько саму Африку, сколько стилизует кустарное, рукодельное производство, далекое от передовых технологий и безукоризненного качества. Плитка, цвета жженого сахара, положена не только в кухне, но и обрамляет пол в комнатах, смело сочетаясь с традиционным европейским паркетом.
Подлинно африканских вещей в доме отнюдь не в избытке: оттоманка черной кожи в спальне, вазы и статуэтки, картина. Акценты придают образу завершенность и полноту. Здесь, в центре Москвы, как нигде в ином месте, придется кстати поэтический рассказ Николая Гумилева о том, что "... далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф"...
Марина Зайнетдинова:
"Главный принцип нашей студии - избегать прямого цитирования. Это относится к любому стилю. Поэтому мы не делаем ту или иную стилистику - мы создаем образ. Основная креативная идея в этом проекте - создание имажинистского интерьера. Даже цвет нельзя планировать: цвет в начале как бы "имеется в виду". И лишь затем путем подбора оттенков и экспериментов с освещением рождается точный цветовой облик."