Сто лет назад
Декорации к фильму по рассказу Куприна "Мелюзга"
Именно так. Почти сто лет назад, в 1907 году, Александр Куприн написал рассказ "Мелюзга". О том, как в краю, "забытом Богом и начальством", свела судьба Сергея Фирсыча и Клавдия Иваныча, фельдшера и учителя, типичных "маленьких людей" (на что прозрачно намекает название). Режиссёр Владимир Морозов вернулся сегодня к этой истории. А художник Валентин Вырвич создал для неё очень и очень поэтичные декорации
Итак. "В полутораста вёрстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окружённая старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша". Вот так обстоятельно и неторопливо начинает Куприн свой рассказ. Такая же параллельная тексту обстоятельность присуща и декорациям к фильму "Мелюзга". Во всём, начиная с точного соответствия готовых декораций эскизу до чисто художественной "повествовательности".
То есть когда декорации не просто становятся достоверной средой для актёров, но и идеально обосновывают то, что происходит в кадре.
"Я работаю с декорацией как с трёхмерным художественным полотном, - рассказывает Валентин Николаевич. - Я представляю себе цветовые пятна, блики и в соответствии со своим видением превращаю эти абстрактные вещи то в кружевные шторы и скатерти, то в латунные часы, то в хрустальные бокалы. Я обычно не раздумываю над вопросом, какую вазочку подобрать к этим шторам или как отфактурить (прорисовать. - SALON) деревянную обшивку, у меня это получается само собой. Ну конечно, сказываются многие годы работы на "Мосфильме". Вот, например, когда я работал над комнатой фельдшера Смирнова (Александр Коршунов), то "состаривал" деревянные стены его избушки при помощи обыкновенных акриловых красок.
Здесь точно как в живописи: наносишь вроде бы беспорядочные мазки, которые издалека - ровно оттуда, откуда их увидит камера, - складываются в достоверную картинку. Тут дерево золотится, тут почернело от копоти. Важны киношный свет и работа камеры: лёгкая дымка, переливы... Я считаю, что фотография этот эффект передать не в силах. Поэтому, чтобы полностью оценить декорации, конечно, нужно увидеть фильм".
Декорации Валентина Вырвича - тонкая материя. Они следуют сценарию сколь точно, столь поэтично. Вот, например, переломный момент - праздник в доме священника. Учитель Астреин и фельдшер Смирнов, проводившие унылые дни в тяжёлой работе и обществе друг друга и смертельно надоевшие друг другу, попадают в "блестящее" общество. Здесь местные священники, их матушки, девушки на выданье.
Здесь от души танцуют и влюбляются. Астреин - в Липочку (Алла Клюка), Смирнов - в симпатичную вдовушку Сашеньку (Светлана Коваленко). Художник придумал для сцены Рождества огромный стол в виде буквы П, празднично украшенный свечами и обильно уставленный снедью, хрустальную люстру и портрет царя на стене... Кстати, как рассказал Валентин Николаевич, на "Мосфильме" есть два настоящих иконостаса, и в этой сцене задействован один из них. Мебель, посуда, подсвечники, часы - и это нашли в запасниках "Мосфильма". Сны Астреина снимались летом на природе, как контраст к зимним декорациям, построенным в павильоне. Будет ещё один - главный - контрастный момент. Это драматический финал, который снимать предполагают весной. "И вдруг Астреин увидел, как вся река хлынула в лодку". Интересно, как эту гениальную фразу Куприна авторы переведут с русского на кинематографический. Ну что ж, посмотрим...