Студия в мансарде

квартира общей площадью 204 м2 Светлана Белошейкина

Дата публикации 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Юрий Кагарлицкий

Автор проекта: Светлана Белошейкина

Журнал: N1 (12) 1997

Говоря о доме, часто подразумевают "уют". Настолько часто, что слово это стало своего рода журналистским клише. Нашим соотечественникам, декораторская мысль которых привыкла развиваться от стандартной, безлично-функциональной оболочки к ее постепенному обживанию, такой подход кажется привычным и близким. И все же есть у нас заказчики с неординарным вкусом и независимым образом жизни, мечтающие не об уютном гнездышке, а о прохладной и строгой современной квартире-студие с минимумом мебели. Архитектор в подобных случаях сталкивается с новыми проблемами - и, разумеется, открывает для себя новые возможности Владелец мансарды в бывшем доходном доме в центре столицы высказал скупой, но более чем выразительный набор пожеланий. Он не любит уют, предпочитает свободную планировку, простор, минимализм обстановки. В остальном полагается на вкус, и профессионализм архитектора. Сегодня интерьер давно завершен и хозяин находит его почти безупречным. Итак, студия. Просторное помещение в мансардном этаже. Обширное пространство предполагает пластику и динамизм границ, тонкую режиссуру света. Срабатывает закон дополнения: лаконизм декоративных решений компенсируется ярко выраженной архитектурностью форм. Внешняя стена изнутри почти по всей высоте идет не вертикально, а под углом. Светлана, используя особенность исходной архитектуры помещения, предложила пластичное решение. У находящегося в помещении создается впечатление, что прямо над головой - скат крыши. Окна размещены в проемах, похожих на широкие бойницы. Световой колорит создается многочисленными галогеновыми светильниками, эффект от которых усиливается светлыми плоскостями пола, потолка, стен, колонны и зеркалами. Убранство студии выдержано в модернистской стилистике: пересечения прямых линий, яркие цветовые пятна мебели на нейтрально-светлом, холодном фоне. Точность расставленных акцентов практически не вызывает нареканий; пустоватым кажется лишь место у дальней стены, под часами, - там, по мысли Светланы, должен стоять мягкий диван. Слева от входа - кухонная зона, располагающаяся на так называемом наливном полу и слегка приподнятая, как на подиуме. Прямо - спальня, отгороженная от общего пространства пилоном неправильной формы и массивной дорической колонной. Качество отделки вроде бы уже находится не в ведении архитектора, но Светлана Белошейкина в буквальном смысле слова своими руками придавала форму и сверкающей колонне, и рельефному декору дальней стены, и некоторым другим деталям интерьера. Логика интерьера не оставляет места для корпусной мебели. Это отвечает общему замыслу архитектора, но порождает известные проблемы в функциональном плане. Чтобы узнать, как они решаются в данном случае, проследуем в спальню. Перед нами - неправильной формы помещение, от которого черной перегородкой за изголовьем кровати отделена гардеробная комната. Отсутствие прямых углов, причудливая игра света, загадочные блики за огромными дверями гофрированного стекла - все это размывает пространственные границы и создает здесь необычную атмосферу. За стеклянными воротами разместилась ванная комната. Здесь мансардное расположение квартиры создает возможность подставить пространство ванной, порой замкнутое до клаустрофобии, солнечным лучам. Российский дизайн интерьера осваивает новые для себя области. Этому способствуют и новые условия жизни, и новые вкусы респектабельных заказчиков. Так и в случае с интерьером Светланы Белошейкиной: заказчик мечтал о фешенебельной, стилистически выдержанной студии. Пространственные игры, перспективы, яркость, выразительность и графическая четкость цветовых решений - все это казалось ему предпочтительнее устоявшихся представлений о домашнем уюте.