Стюарт Лоусон
домашний кабинет председателя правления банка "Союз"
В квартире Стюарта Лоусона рабочий кабинет находится на полпути от гостиной к детской и спальне хозяев. Приоткрывая дверь в спальню сына (Алекс учится в Америке и приезжает к отцу на каникулы), Лоусон показывает стопки документов на столе и поясняет: "Бумаги я держу здесь, а кабинет мне нужен для того, чтобы в спокойной обстановке почитать книгу, выкурить сигару или выпить бокал вина".
- Итак, зачем Вам нужен кабинет?
- Я хотел, чтобы в доме было место, где я могу побыть один. Стены выкрашены в типичный для английских закрытых клубов темно-зеленый цвет, а обивка диванов традиционного красного цвета. Не могу сказать, что я часто посещаю лондонские клубы, ведь за последние 35 лет я жил в 11 разных странах мира. Но, когда мне удается побывать там, я чувствую себя дома. В интерьере кабинета я попытался воссоздать это ощущение.
- Ваш рабочий кабинет в банке "Союз" сильно отличается от домашнего кабинета - там нет никаких излишеств…
- То есть вам кажется, что этот кабинет роскошен и полон излишеств? (Смеется.) Впрочем, если говорить серьезно, я думаю, что рабочий кабинет должен быть простым и функциональным. В конце концов, какой же вы руководитель банка, если тратите деньги акционеров на роскошную отделку своего кабинета?!
- Думаю, многие банкиры с Вами не согласятся. Ведь кабинет нужен еще и для того, чтобы принимать посетителей…
- Я все равно считаю, что кабинет нужен для того, чтобы в нем работать. В принципе, рабочий кабинет может много рассказать о своем владельце. Психологи говорят, что у людей есть три основные потребности - в общении, во власти и в достижении успеха. Если вы заходите в кабинет и видите на стене множество дипломов, значит, для человека важно, чтобы другие признавали его заслуги. Если у него на рабочем столе стоят фотографии жены и детей, значит, он ценит поддержку, которую получают в кругу семьи. А человек, сидящий за огромным столом и вынуждающий посетителей идти к нему по ковровой дорожке, вероятнее всего, хочет показать, что обладает властью. Если вы умеете видеть такие характерные вещи, вам легче общаться с человеком, подыгрывая определенным чертам его характера.
- В Вашем кабинете, безусловно, нет вещей, свидетельствующих о том, что его хозяин стремится доминировать всегда и во всем…
- Действительно, здесь нет таких вещей, так как я не нуждаюсь в символах власти. В то же время я держу на самом видном месте фотографию сына и где-то на книжном шкафу у меня стоит диплом "Лучшему российскому банкиру года". Эти вещи для меня на самом деле важны. То, что российские коллеги признали иностранца лучшим банкиром России, это высшая ступень в моей карьере.
- Вам тяжело общаться с властными людьми?
- Профессия банкира подразумевает гибкость и умение общаться с самыми разными людьми. Если вы общаетесь с властным человеком, вы должны позволить ему быть властным, то есть вы должны спрашивать мнение человека и позволять ему доминировать в дискуссии. Хотя мой опыт подсказывает, что секрет успеха заключается не в доминировании, а в умении слушать собеседника. Самые влиятельные люди, которых я встречал в своей жизни, отличались именно умением слушать. Это в полной мере относится и к моему работодателю (олигарху Олегу Дерипаске, которому принадлежит банк "Союз". - Н.Ф.).
- Вы возглавили банк в 2004 году. Как складываются Ваши отношения с Олегом Дерипаской?
- Он практически не вмешивается в управление банком. И, на мой взгляд, поступает абсолютно правильно. В конце концов, у него много других бизнесов, он очень занятой человек. Сейчас банком управляют исполнительный и наблюдательный советы, в которые входят очень компетентные люди. Между этими органами существует нормальный, конструктивный диалог, так что основной акционер может сосредоточиться на решении других проблем.
- В конце этого года Вы покидаете пост председателя правления банка и переходите в наблюдательный совет. Получается, Вы выполнили задачу, для решения которой Вас приглашали?
- И да, и нет. Ведь задачи постоянно меняются. Когда в 2004 году я возглавил банк "Союз", передо мной стояла задача превратить кэптивный, внутренний банк "Базового элемента" в настоящий независимый коммерческий банк. Проблема заключалась не только в том, чтобы создать линейку продуктов, наладить систему обслуживания клиентов и открыть новые офисы. Мне предстояло объединить в единую организацию четыре различных банка: "Ингосстрах-Союз", Автогазбанк, Сибрегионбанк и Народный банк сбережений. Я понимал, что нужно будет создать единую корпоративную культуру, и в этом мне очень пригодился опыт, полученный за долгие годы работы в офисах Citibank по всему миру. Мы перемещали людей из одного банка в другой, посылали их в тренинговые центры. Кроме того, я хотел, чтобы руководители региональных филиалов участвовали в деятельности банка с помощью видеоконференций. Это объединяет людей, помогает понять, что происходит в банке. Кстати, на моем рабочем столе стоит веб-камера. При общении мне важно не просто говорить с человеком, но еще и видеть его.
- Даже Ваши конкуренты говорят о том, что за последнее время банк "Союз" стал серьезным игроком на рынке. Причем не только в розничном бизнесе, но и в сфере выпуска корпоративных облигаций. В чем секрет успеха?
- Секрет успеха в любом бизнесе прост: создайте лучший продукт и найдите самых лучших людей, которых вы только можете найти. За последние полтора года мы пригласили в команду около 60 топ- менеджеров из десятка крупнейших банков. Это позволило серьезно усилить наши позиции по самым разным направлениям.
- Каких людей Вы нанимаете на работу?
- Когда я общаюсь с человеком, меня интересует, что он умеет, но еще больше - что им движет, где он видит себя через 3-4 года. Мне сложно общаться с людьми, которых мотивируют только деньги. На самом деле уже в течение первых пяти минут интервью становится понятно, что за человек перед тобой. Это чистая химия или, если угодно, интуиция. Как правило, она меня не подводит. Все-таки за 35 лет работы банкиром я кое-чему научился.