Свет + дизайн

квартира общей площадью 120 м2 (Москва) Карен Манько

Дата публикации 09.12.2001

Текст: Наталья Седякина

Фото: Константин Дубовец, Карен Манько

Автор проекта: Карен Манько

Журнал: N9 (65) 2002

Желание заказчика было простым и далеко не оригинальным: иметь больше, чем "два в одном", и даже три и четыре. Впрочем, эта бесхитростная мечта поражала своим размахом: он хотел 365 интерьеров в году в пределах одной квартиры. Кто-то скажет, что такое возможно только в фильме "Пятый элемент" (но тогда объект стоило бы поместить в рубрику "Декорации"). И будет не прав, ибо данный интерьер мы публикуем все-таки в разделе "Интерьеры". Ибо он существует В мерцании чарующего сапфирового цвета взору открывается интерьер метаморфоз, где помимо ежедневных глобальных изменений, ставших уже чем-то обыденным, полным-полно всяческих пространствоизменяющих элементов, которые на первый взгляд и не видны: притаились до поры до времени. Переходя из комнаты в комнату, из помещения в помещение, мы видим стилизованное под хай-тек пространство: со странным цветом стен, с множеством световых источников, с паркетом из темного тика и совершенно невероятным потолком. Если бы не предметы в колониальном стиле, "работающие на контрасте" (благодаря чему прекрасно вписывающиеся в интерьер), можно было бы подумать, что мы где-то в далеком и счастливом будущем. Взгляд то и дело возвращается к потолку: на нем, как царственный адамант, расположился грандиозный трехпалый символ-свастика - знак Вселенной. Поверхность стен обработана специальным составом с применением перламутра и сусального серебра, а потому обладает хорошими светоотражающими свойствами. Это и является отправной точкой в создании 365 интерьеров в году. Днем, в своем "натуральном" виде, в интерьере практически нет цветных элементов: только белый, черный и различные оттенки серого. А остальное - дело техники. На самом деле сверхзадача ежедневного обновления интерьера очень просто осуществима с помощью светодизайна. Немного световых спецэффектов, и - о-ля-ля! - "Пятый элемент" приходит в нашу жизнь. Монохромное пространство с помощью динамичного света приобретает совершенно иное звучание. Помимо разнообразных цветовых вариаций у светодизайна есть еще один плюс. Пользователю при изменении вариантов настройки света достаточно руководствоваться только интуитивными ощущениями, на уровне "нравится - не нравится". Дизайнеру для получения наиболее ярких отличий в цветовых решениях освещения необходимо в настройке оборудования определить цветоощущения человека, которому предстоит в этом интерьере жить. К особенностям восприятия в первую очередь следует отнести нормальное и аномальное цветовое зрение и порог цветовой чувствительности. Не случайно, распределение светоцветовых пятен разной интенсивности позволяет полностью трансформировать пространство интерьера: искусственное увеличение глубины интерьера вплоть до бесконечности (как в планетарии) позволяет создать зоны глубоких теней, черных потолков, ярких пятен на стенах и т.д. Как и любые эксклюзивные решения, светодизайн содержит много находок, которые позволяют реализовать наиболее комфортные эмоциональные состояния. Завершают тему метаморфоз в этом удивительном доме элементы, в которых мультифункциональность стала стилеобразующим фактором. Так, наиболее ярким примером служит раздвижная стена на границе кабинета и гостиной, благодаря которой в доме может модулироваться целый проем. При желании стена "разбивается" надвое и ее части попросту "уходят" в стены. Итак: свет, цвет и несколько технических инноваций - вот три главных ингредиента в этом рецепте оригинальности. И хотя для многих они по-прежнему остаются "специями", не стоит недооценивать их роль в будущем. Карен Манько: "Практика использовать светодизайн свидетельствует о том, что это новшество воспринимается как психотерапевтический "тренажер", который быстро осваивается. Идея проекта - создать универсальное светоцветовое решение, когда интерьер легко трансформируется, перестраивается под индивидуальные (и всегда уникальные) особенности восприятия пространства".