Свет как принцип
дом в Перми общей площадью 820 м2
Дом расположен в черте Перми, в старом дачном поселке, который граничит с сосновым лесом. Судьба поселка похожа на судьбу многих подобных мест - старые дачи уступили место современным особнякам. Новые владельцы, к счастью, бережно отнеслись к природе, в частности во время строительства старались сохранить деревья. "Если бы пейзаж был иным, возможно, и не появилась бы концепция максимально открытого с фасадов дома, и в этом наше мнение и мнение заказчиков полностью совпадали, - рассказывает Максим Гусев. - Участок сам по себе сильно вытянут и по длинным сторонам граничит с соседней застройкой". На матрицу участка довольно удачно лег горизонтальный объем, вытянутый поперек, который разделил участок на северную представительскую зону и южную, более камерную, семейную зону сада. Торцы дома, обращенные к соседней застройке, логично было сделать глухими. А вот фасады, выходящие на сосны и сад, архитекторы Максим и Ольга Гусевы, наоборот, решили максимально открыть.
Парадный вход в дом расположили с северной стороны. Сплошное остекление этого фасада очень эффектно сочетается с мощными, даже брутальными сдвоенными столбами и балками из клееной тонированной сосны. Южный фасад более "домашний". Его аккуратные фронтоны и окна забраны рамами, поделенными на характерные квадраты, и в этом заметно что-то усадебно-английское. В принципе такие ассоциации присутствуют как в рисунке фасада, так и в интерьере, но об этом чуть позже.
В доме два жилых этажа плюс цокольный (там домашний кинотеатр, спортзал и хозяйственные помещения). Планировка логичная и ясная. На первом этаже общественные помещения. Условно говоря, гостиная и столовая, разделенные небольшим холлом, расположены по вертикальной оси координат. Холл сделали приблизительно в точке пересечения осей. Из холла вход в бассейн. Он находится в восточном крыле дома, напоминающем букву "Г".
С другой стороны небольшого холла кухня, вход в нее через столовую. Из столовой и кухни можно выйти на открытую террасу. На первом этаже только одно помещение приватного характера - это кабинет-библиотека. На втором этаже находятся спальни, ванные комнаты, зимний сад, а над бассейном устроена терраса, на которую можно попасть из зимнего сада либо из спальни хозяев.
"Окна двусветной гостиной смотрят на северо-запад, - рассказывает Максим Гусев, - косые лучи солнца попадают туда только вечером. Чтобы это помещение не было темным, мы сделали стеклянные перегородки в основных комнатах, выходящих в гостиную, и перераспределили тем самым свет, попадающий утром из спальни, а днем - из столовой и зимнего сада. То есть мы провели свет транзитом". Свет здесь - архитектурный элемент, объединяющий помещения этого большого дома.
В доме три лестницы, но самая эффектная из них - ведущая из гостиной на второй этаж. Лестница в виде динамичной спирали под стать выразительному пространству гостиной, которое в высоту достигает 7,5 метра и в котором очень удачно соединены элементы классических и современных стилей. Лестница делит гостиную пополам, на две зоны - каминную и диванную с плазменной панелью. Расстановка мебели классическая, симметричная. Однако мебель для каждой зоны выбрана разная - неоклассическая от BUSNELLI и ASSI D’ASOLO в зоне TВ и более сдержанная от FLEXFORM в каминной. "На наш вкус, можно было еще смелее микшировать стили, но меблировка - это в большей степени привилегия заказчиков, которые, надо отдать им должное, очень вдумчиво и кропотливо вели вместе с нами эту работу. Мы взяли за основу викторианский колониальный интерьер, когда разностильные вещи сосуществуют в одном пространстве, взаимно дополняя друг друга. Но главную роль в этом интерьере играет архитектура, которая держит и организует все это большое пространство за счет крупного масштаба отдельных элементов - окон высотой 4,2 метра, огромного пилона камина, открытых деревянных конструкций, спиральной лестницы".
Максим Гусев: "Редкая удача, если работа над проектом идет как по маслу, и притом все получается. Чаще работа идет трудно, с обсуждениями, сомнениями и корректировками проекта. Но если архитектор и заказчик взаимно уважают и слушают друг друга, то этот долгий путь ведет к хорошему результату. Собственно, в этом проекте так и было. Зато теперь вполне довольны все - и архитекторы, и заказчики"