Свет против формы
квартира общей площадью 105 м2 Борис Уборевич-Боровский, Светлана Шеренова "Умеренный" и рационалистичный стиль квартиры: современные возможности света, серая цветовая гамма в сочетании с мебелью строгих форм
Стандарт жизни - то, что противоречит человеческой натуре более всего. Стандарт в квартире - явление вдвойне противоестественное. В этой квартире самым радикальным средством против неизбежных стен стал... свет! Прозрачная проницаемая субстанция, он способен трансформировать пространство поистине чудесным образом
Около десяти лет назад, когда жилая застройка центра Москвы начала стремительно менять свой облик и в старом городе стали появляться новые престижные жилые микрорайоны, архитектору Борису Уборевичу-Боровскому довелось участвовать в проектировании элитного жилого комплекса на Рубцовской набережной. Тогда дома с так называемой свободной планировкой существовали только в мечтах - и архитекторов, и, конечно, тех, для кого эти квартиры предназначены.
По прошествии времени, когда архитектор получил предложение оформить интерьер в уже построенном комплексе, это был своего рода ретроспективный взгляд на собственное творчество, скованное рамками проектной дисциплины: дома в результате были построены не по авторскому проекту, а по типовому образцу. Именно типовая планировка стала главным камнем преткновения при создании дизайн-проекта. Единственно возможным, на взгляд архитектора, был поиск компромиссных решений.
Пространство в этой квартире моделирует свет: при почти однотонной цветовой гамме помещение не выглядит единым, однородным. Свет организован таким образом, что создается удивительное богатство зрительных впечатлений. И это не просто "эстетика света", но настоящая "техника света". Парадигма современных световых возможностей продемонстрирована здесь в полном объеме. Это тончайшие световоды, имитирующие звездное небо, и галогенные светильники, изливающие спокойные и ясные лучи, и яркие люминесцентные лампы подсветки, создающие в гостевой зоне эффект праздничного "уличного" освещения. В связи с важной формообразующей ролью света его доступу во все уголки помещения ничто не препятствует: раздвижные двери из полупрозрачного матового стекла, массивные стеклоблоки и зеркала обеспечивают этот эффект "всеобщности".
Многослойные, витиевато вырезанные плоскости на потолке старательно "подчеркнуты". Ярусы потолка, оснащенные специальной подсветкой, принимают самые неожиданные формы и выполняют различные функции. Так, освещенные участки потолка с обрешеткой - световые фонари - создают иллюзию того, что квартира находится в мансардном этаже, и выше - только небо. В прихожей - извилистый "разлом" перекрытий, который энергично направляет нас в гостиную, являющуюся композиционным центром квартиры. В кабинете и в спальне "потолочная геометрия" тяготеет к более спокойным и уравновешенным формам, что, безусловно, связано с предназначением этих помещений.
Цветовое решение всех комнат выдержано в единой пастельной тональности. Несмотря на вариативность цветов, все они родственны серому. Здесь встречаются серо-бежевые, серо-зеленые, серо-голубые оттенки, которые сочетаются с хромированными аксессуарами и алюминиевыми деталями дверей. Такой колорит - один из самых актуальных в дизайне рубежа XX-XXI веков. "Серая доминанта" в сочетании с мебелью строгих форм делает стиль квартиры "умеренным" и рационалистичным.
Заданная архитекторами холодная тональность тем не менее имеет несколько исключений. Колорит спальни теплее, чем в прихожей, гостиной и кабинете, но ее стилистика - неизменно спокойна. Фасады кухонной мебели, плитка в гостевом санузле, стулья в столовой являют собой неожиданно яркие всполохи оранжевого. Благодаря этим исключениям, не соперничающим с преобладающими в интерьере пастельными "правилами", квартира не кажется унылой. Здесь архитекторами умело найден компромисс как в области цвета, так и в области формы. Необходимость компромисса была, помимо прочего, продиктована желанием удовлетворить вкусам обоих хозяев квартиры, характеры которых во многом противоположны.
Борис Уборевич-Боровский:
"Во время работы над этим проектом наш профессионализм подвергся серьезному испытанию. Стараясь преодолеть типовую планировку и сделать интерьер необычным, мы отказались от традиционных архитектурных приемов "управлять" пространством и обратились
к декоративным средствам. Результат оказался, на мой взгляд, довольно неожиданным и интересным".