Тайны магрибского ларца
Совершенство и самоценность шкатулок и сундучков: история, типология, эстетика, культурные традиции декорирования
Всем нашим хитрым и бесхитростным вещицам, среди коих - подлинные драгоценности, памятные мелочи и разного рода милые пустяки, положено находиться в специально предназначенных для хранения местах. Идеально для этого приспособлены шкатулки, ларцы, сундуки, сейфы наконец...
Нужды нет, что эти "хранилища" часто бывают гораздо совершеннее содержимого. В нашем случае именно такие предметы, обладающие служебным статусом "для...", представляют интерес
Логика обитания вещи в доме имеет свои особенности. Если предмет не изрядных размеров, а, напротив, весьма мал, то его обладатель всякий раз встречается с необходимостью поместить "золотник" в маленькую коробочку. Желательно с древней родословной.
Извольте рассудить: если она предназначена для того, чтобы надежно спрятать что-либо от нескромных глаз, то ей следовало изначально быть сейфом - самым безупречным хранителем из числа сундуков. Трезвый практицизм отступает перед женственной и потому избыточной бесполезностью шкатулки: она тоже призвана скрывать нечто, но в отличие от сейфа делает эту работу словно "напоказ".
Однако будем благосклонны к заветной шкатулке хотя бы за то, что несколько тысячелетий она преданно сопровождает человека, являясь в неожиданных обличьях и со временем становясь самоценной, как любая красивая безделица.
Если присмотреться, "мисс шкатулка" - маленькая замкнутая форма - неизменно противостоит напористой прагматике урбанизма, оставаясь символическим убежищем для индивидуализма.
В сундучках и ларцах наши предки носили и хранили наиболее ценное - золото, ювелирные украшения, иногда - все свое богатство.
Со времен Средневековья сундук и ларец были символом благосостояния и занимали место парадной мебели в доме. Совершенствуясь, типология сундука включила собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящее чудо искусства. Невозможно забыть и о музыкальной шкатулке, такой изысканной и в то же время наивной забаве, наполняющей дом атмосферой сказок Гофмана.
А так называемые бабушкины укладки, из которых извлекались самые нужные мелочи!
В антикварных шкатулках особенно ценится секрет: наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигли совершенства еще в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись княжескими возможностями. Так, по заказу семьи Медичи ларцы расписывал сам Сандро Боттичелли.
А вот в России на смену ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре I.
Наборные и резные, инкрустированные и расписные, шкатулки в своей исторической динамике форм выстраиваются в сложные ассоциативные ряды. Лаконизм и культура плоскостной поверхности ампирных шкатулок вступает в пластический диалог с современными предметами интерьера. Избыточность форм в вещах восточного происхождения, будь то марокканские ларцы или индийские и китайские курильницы, связаны с тем, что декор для Востока часто важнее формы.
Смысл старинной поговорки о ларчике прочитывается наоборот: и ларчик на поверку не прост, и весьма непросто открывается...