Тайны печати: как создают обои на старинной английской фабрике

По приглашению Дэвида Мотерсхэда, главы английской компании Little Greene, мы побывали на обойной фабрике в графстве Ланкашир, в местечке Клейтон-Ле-Мурс, и узнали о тонкостях производства обоев под старину.

Дата публикации 13.10.2017

Текст: Ольга Короткова

Фото: Ольга Короткова, пресс-службы

Журнал: №10 (231) 2017

В Европе всегда прежде всего поражает именно отсутствие размаха: приезжаешь на известнейший завод, фабрику, а видишь маленький аккуратный заводик: пара–тройка цехов, человек 30–50 работников. Всё чисто, аккуратно, садик разбит перед входом, виды вокруг простираются — на горы, на леса, воздух чистый! Всё как на хорошей даче. Так и здесь!

Архивы фабрики. Здесь хранятся штампы и образцы

Нас встречает и показывает технологический процесс Джеймс Уотсон, он уже четвёртое поколение семьи, которая купила фабрику и возродила производство обоев по старинной технологии — surface printing. Это нанесение на бумагу рисунка с формы. В старину были плоские штампы, позже, в эпоху промышленной революции, появились станки, где формой стали служить вращающиеся валики. Сколько цветов участвует в составе рисунка, столько валиков.

Джеймс Уотсон в цехе по проверке качества

«Антикварные» чугунные станки работают здесь и поныне. Сейчас surface printing — нишевый продукт, такие обои очень ценятся среди взыскательных клиентов. Эта техника печати даёт эффект ручной работы: краска наносится цвет за цветом, постепенно, готовый рисунок имеет характерные «наплывы», напоминает живопись. Краски смешивают вручную, на глазок. Так же, на глаз, можно подкорректировать цвет, если понадобилось усилить какой‑то оттенок или, наоборот, приглушить.

Фрагмент старинного механизма печатной машины для обоев XIX в.

Мастерство передаётся из поколения в поколение, большинство рабочих на фабрике буквально выросли здесь, начиная подмастерьями у собственных отцов. В массовом производстве краски замешивает компьютер, и пошло–поехало, километры одинаковой продукции. Здесь, в Ланкашире, опытный мастер готовит цвета сам, каждая партия уникальна.

Обои Upper Brook Street–Minuit, коллекция London Wallpapers IV

Компания LITTLE GREENE, рассказывает Рут Моттерсхэд, дочка основателя бренда Дэвида Моттерсхэда, начинала с производства интерьерных красок. Но в какой‑то момент бренд решили дополнить обоями. И вот уже 10 лет печатают обои именно здесь, в Клейтон-Ле-Мурсе. Рут показывает свежую коллекцию обоев.

Рут Моттерсхэд демонстрирует образцы коллекции London Wallpapers IV

Для марки характерно использовать мотивы из старинных источников: за основу берутся оригиналы рисунков из архивов, но они переосмысливаются на современный лад. Например, актуализируется цветовая палитра (да, да, у LITTLE GREENE целая философия относительно «исторических» и «современных» цветов). Такой подход позволяет свободно микшировать стили в интерьере, создавать интересные цветовые сочетания, так сказать — «острить» на тему классики. При этом дух English heritage сквозит в каждом разработанном сюжете. Кроме техники поверхностной печати LITTLE GREENE использует и другие.

Сигнальный фрагмент обоев после печати

Очень востребованы обои с флоковым напылением: мельчайшая текстильная «пыльца» наносится на обои в виде орнамента и создаёт изысканную бархатную текстуру. Цифровая печать на HP–принтере — новое направление в производстве обоев. Если при традиционном производстве размер раппорта (высота повторяющегося рисунка) у обоев 76 см, то у цифровой печати ограничений по раппорту нет. И ширина рулона около полутора метров. Джеймс и Рут считают, за этой технологией будущее, в частности, панели (декорирование нижней части стен наподобие буазери) удобно печатать именно цифровым способом. Но обои в технике surface printing возведены в наше время в ранг искусства. Во многом благодаря английскому бренду.