Танцы в невесомости
квартира общей площадью 108 м2 Ольга Ступенко Просторный интерьер квартиры с минимумом мебели. Эффект проницаемости пространства
Способность увидеть обыденность в новом измерении, выявить неприсущий ей, казалось бы, скрытый смысл - свойство, сближающее художников и архитекторов с магами. Современный дизайн способен так преображать трехмерную реальность, что прежние формы утрачивают устойчивость, единство, размыкаются и парят в измененном пространстве
В интерьере, созданном Ольгой Ступенко, границы пространства как бы истончаются и тают, а игра ускользающих отражений превращает движение по комнатам в путешествие по ту сторону видимой реальности, которой, кажется, нет конца.
Теперь трудно представить, что вначале была традиционная квартира, разделенная на локальные и невыразительные зоны.
После решительной перепланировки от глухих стен в центральной зоне осталось только три несущих перегородки, превращенных в нечто среднее между ширмами и колоннами. Место кухни заняла комната для гостей. Холл сократился до небольшой прихожей, плавно переходящей в главную зону, объединившую кухню, столовую и диванную. Центральное помещение также увеличилось - за счет слияния с лоджией, предварительно остекленной и утепленной.
Преобразованное пространство может служить как оптимальным фоном для проявлений артистической натуры хозяйки, так и комфортной средой для отдыха и медитации. И хотя сама Ольга утверждает, что руководствовалась в первую очередь соображениями чистой функциональности, ей удалось создать в квартире атмосферу непринужденной легкости, соединяющую логичный пуризм с поэтической мечтательностью.
В преображенной реальности объемы, уплощаясь, становятся прозрачными и скользящими в параллельных, нигде не пересекающихся плоскостях. Полностью отсутствуют распашные двери, вместо них - большие раздвижные "ширмы" из матового стекла с подсветкой.
Немногочисленные предметы мебели лишь акцентируют отдельные зоны и в основном нейтральны по цвету. Исключение - чехлы из алькантары на креслах вокруг обеденного стола.
В гостиной игра отражений на потолке с лаковым покрытием и отлив паркета из ясеня, природная фактура которого напоминает морозные узоры на стекле, оставляет ощущение невесомости. Воздушная конструкция на потолке кухни, плинтуса и обрамления дверей из почти "нематериального" материала усиливают образ.
Глухая "монолитность" стен в гостиной компенсируется строгим ритмическим рисунком. (В торцовой стене эту роль выполняют панели с подсветкой.) Массивный объем за барной стойкой превращен в декоративную панель благодаря глубоким "светящимся" профилям. Неожиданную игру с пространством создает сплошная зеркальная облицовка одной из "колонн-перегородок": в некоторых ракурсах зеркало напоминает декоративное панно, зато в других открывает "дополнительные" измерения - захватывающую панораму "новых" помещений.
В разреженной и подвижной свето-воздушной среде привычные ориентиры "верх-низ", движение "вперед - назад", по ту и по эту сторону зазеркалья неуловимо трансформируются и перетекают друг в друга. Графичная строгость прямых линий и контрастные детали декора воспринимаются лишь как условная граница между реальностью и ирреальностью. При этом аквариум и живописные полотна не только оживляют нейтральность белого и играют роль ритмических акцентов. Их можно рассматривать то как своеобразные "окна" в иные пространства, то, напротив, как детали, подчеркивающие плоскость стен, их вещественность. Подобная двойственность отражает общую идею, вполне допускающую и тот и другой взгляд. Все зависит от точки зрения: что же считать реальностью?