Театр четырех актеров
квартира общей площадью 118 м2 Роман Леонидов, Михаил Балабанов
Согласитесь, иногда людям нужны иллюзии. Ведь порой так хочется верить, что живешь в замке, и его подернутые патиной стены помнят дыхание прежних веков, а вещи - прикосновения предков. Но, с другой стороны, заточить себя в прошлом - это так скучно! Выстроить атмосферу определенной эпохи, со скрупулезной точностью подобрать аксессуары и получить антикварный магазин в собственном доме? Кому-то такая идея понравится, но только не владельцам квартиры, о которой пойдет речь дальше
Неудивительно поэтому, что при работе над интерьером они сделались полноправными соавторами архитектора. Ведь кому как не хозяевам знать, что именно они ценят в жилище, как материализовать их желания, представления о комфорте, мечты.
А что если совместить старые бюро с кучей милых "свежих" деталек, хромовые смесители - с искусственно состаренной облицовочной плиткой, современной формы умывальник - с причудливыми коваными предметами декора?
Ведь если продуманно поставить суперстильный светильник на поверхность "старого, изъеденного жучком" стола, то выиграть могут оба: каждый выступит как уникальная вещь, а не потеряется в массе себе подобных. Такой контраст нескоро наскучит. А ведь у современного человека очень низкий "порог скуки", все быстро приедается, и глазу нужны новые ощущения.
"Выбираем эклектичный подход!" - решили владельцы квартиры, и сразу стало легко и спокойно. Кроме всего прочего, это так практично! Можно купить современную вазу и не убирать с глаз действительно старую статуэтку пушкинской Татьяны, которую подарили еще в детстве и которая дорога как память. Например, минимализм заставляет следить за тем, чтобы пространство всегда оставалось достаточно "пустым". А эклектика, наоборот, позволит довести вашу страсть к накопительству и "буржуазному маньеризму" до любой степени театральности, декоративности и демонстративности, вплоть до состояния кича. И все равно получится стильно.
Однако прежде чем созрели первые идеи будущего декора, понадобилось все же решительно вмешаться во "внутреннюю структуру пространства". Заказчики хотели видеть свою квартиру просторной, приспособленной для реальной жизни. При этом предполагалось, что бытовой план не должен ощущаться.
Как же заказчики нашли своего архитектора?
Хозяйка: "Я не считаю, что современный интерьер можно создать без архитектора. Но ни один профессионал не сможет решить всех ваших проблем и не сделает ваш дом "вашим". По-моему, архитектор должен, в первую очередь, отвечать за правильную пространственную систему, грамотную разводку электричества и сантехнических коммуникаций, эффектную световую режиссуру, отвоевывание сантиметров жилой площади, наконец. Архитектура - это рациональность и логичность. А декор - театр, где главные действующие лица - владельцы. Вот почему мы искали, в первую очередь, архитектора, а не дизайнера".
Итак, пробуем объективно оценить, насколько точно были решены поставленные перед архитектором задачи.
Дом был построен семьдесят лет назад (это о нем Юрий Трифонов писал: "Дом возвышался над двухэтажной мелкотой, особнячками, церквушками, колоколенками, старыми фабриками, набережными с гранитным парапетом, и с обеих сторон его обтекала река"). И планировка квартиры, некогда более чем "роскошная", давно и безнадежно устарела. С одной стороны, каркасная конструкция дома, монолитные перекрытия и минимум несущих элементов давали при перепланировке определенную свободу. С другой, за "громадными, темно-серыми, бетонированными, похожими на крепость" стенами крылось немало сюрпризов.
Например, в виде различных коммуникационных стояков, незыблемость которых существенно ограничивала возможность распределить помещения в нужном порядке и придать им желаемый объем. Скажем, сосредоточение коммуникаций в одном месте не позволило "развести" взрослый и детский санузлы и максимально приблизить их к соответствующим "по возрасту" комнатам. Конечно, можно было сделать вход в ванную из спальни родителей, но наличие дополнительной двери резко снижает эксплуатационные качества помещения. Дверь открывается и закрывается, пропадают квадратные метры, и хозяйка лишилась бы своего любимого бюро в спальне.
Другая проблема - общая для всех современных архитекторов: уйти от коридорной системы. В данном случае ликвидация длинного несуразного коридора, этого пожирателя жилой площади, позволила решить сразу несколько проблем. Коридор просто уступил место кухне и позволил объединить ее с гостиной. Таким образом, из "бесполезной" площадь стала полезной, что для заказчиков было чрезвычайно важно.
Ведь квартира площадью 118 квадратных метров предназначалась для семьи из четырех человек - четырех индивидуумов с ярко выраженными запросами на "личное пространство".
Итак, квартира оказалась "раскроенной" на многогранники сложной конфигурации, их углы и грани четко примыкают друг к другу. Нашлось место даже для гардеробной, причем она расположена не в частной зоне, а при входе в квартиру. В данном случае это оптимально: мы ведь помним - в доме дети, а тут дверь закрыта, и случайный гость не увидит десяток пар обуви, гору роликовых коньков и мокрый зонтик.
Ни один шкаф-купе не решил бы эту проблему.
Характерно, что ни одно помещение квартиры, даже санузлы, не имеют в плане четырехугольник. В ванной, например, такой прием позволил компактно разместить все необходимое сантехническое оборудование. А зеркала еще более разнообразили пространство, многократно повторив под разными углами люстру с тонким "окислившимся" каркасом, торжественные, как в театре, красные занавеси и другие замысловатые элементы декора.
Гостиная условно может быть разделена на две части. Для светского отдыха предназначена та из них, где расположена новейшая аудио- и видеоаппаратура. Огромный экран уносит вас из реальной жизни в виртуальный мир кино. Но сделайте всего два шага по ступенькам подиума - и вы уже в другой части гостиной, в каминной. Здесь идея эклектичного подхода к декору выражена наиболее ярко. Сам камин (на самом деле он электрический), каминная полка, сделанная из старой шпалы, и ниша над полкой задуманы для того, чтобы обыграть громоздкий кусок несущей конструкции.
Вместе с тем, это как раз то место, где и разворачиваются самые настоящие театральные действа.
Представьте себе: под каминной полкой висят яркие красные сапожки, полные сладостей и золоченых орешков, а на самой полке стоят коробочки с подарками в блестящих обертках - и вы реализуете сценарий "Рождество". Сценарий "День рождения" предполагает множество поздравительных открыток и цветов на каминной полке, "Валентинов день" - свадебные фотографии и коробочки в виде сердец и т. д. Нестандартное оформление окна каминной, как и весь текстильный декор квартиры, выполнены по эскизам самой хозяйки. У нее уже был немалый опыт работы с тканями, но здесь вы видите ее первый эксперимент в области интерьерного текстиля.
Кухня и расположенный на ее "территории" стол со стульями (чем не мини-столовая?) отделены от гостиной полукруглой барной стойкой и невысокой перегородкой.
Кстати, последняя выстроена точно под угол зрения сидящего за обеденным столом любителя посмотреть телевизор. Ломаную линию перегородки повторяет конфигурация потолка, опущенного над кухней-столовой на целый метр (в образовавшемся объеме скрыта система климат-контроля). Круг стола повторен на потолке окружностью галогеновых светильников.
Еще хотелось бы сказать несколько слов о "световой режиссуре". Хозяйка описывает ее так: "Это тоже многочисленные "сценарии" нашей жизни. Если намечается коктейль для двоих - мы включаем подсветку над барной стойкой и подсветку картин. Если речь идет о светском приеме - имеется несколько парадных, очень эффектных вариантов освещения. Читать удобно при торшере, ну а гадать, конечно же, лучше при мерцающих свечах".
А напоследок сядем в кресло у камина и реализуем сценарий "Тихий вечер в кругу семьи". Вид золотых куполов, колокольный звон и запах ароматизированных свечей уносит от суеты прожитого дня. Аплодисменты!