Театр 'Модерн'
московская квартира в бывшем доходном доме (180 м2) Александр Бурыкин, Марина Дедова Новые вариации на тему модерна в старой квартире. Отсутствие открытых источников света, "руины" и другие приемы сценографии
Шекспир сказал: "Мир - театр, а люди в нем - актеры, и у каждого своя роль".
Уж кто-кто, а архитектор в этом театре жизни будет скорее всего режиссером, ведь и тот и другой создают свой спектакль. И тут нет особой разницы, где и как проходит сам процесс: на репетициях или в архитектурном бюро, в пыли театральных декораций или среди голых стен только что приобретенной квартиры...
В этом смысле квартира, расположенная в одном из бывших доходных домов в центре Москвы, полностью "сценична": для ее преображения были очень удачно выбраны и планировочное, и декоративное решения. Но "играть" с пространством, и тем более со временем, в рамках городской квартиры можно только при помощи декораций из прошлого, используя "цитаты" из истории архитектурных стилей.
В этом вопросе и заказчики, и творческий коллектив были единодушны: конечно, модерн - один из самых неожиданных стилей в истории искусства. Правда, говорить о точном следовании историческим канонам в данном случае нельзя: авторы интерьера приняли на вооружение не "букву", а скорее "дух" модерна, создав некий парафраз, новые вариации на заданную тему.
Пожелания заказчиков были практически неосуществимы в рамках старой планировки. Потребовалось кардинально ее изменить, чтобы добиться желаемого результата.
Итак, развитие "сюжета" начинается: первое, что видит гость, это... руины. Сделать их центром композиции отважится далеко не каждый. Но это не стремление эпатировать входящего, а скорее выраженное в материале "эхо прошедшего времени", воспоминания о русском модерне начала ХХ века. Стилевые признаки модерна обнаруживаются прежде всего в пространственно-планировочном и "живописном" решениях: волнообразные изгибы стен коридора; зеркальные двери шкафа в холле, которые отражают те пространства, которые еще скрыты от глаз; рисунок пола, имитирующий "ручеек" из плитки, "движущийся" через весь коридор и "впадающий" в гостиную. Заниженный потолок "руины", напоминающей театральную декорацию, усиливает "пещерный" эффект, но в драматургии интерьера авторами предусмотрен неожиданный ход: пространство расширяется и растет вверх при входе в гостиную. Высота потолков (больше 4 м) позволила надстроить антресольные этажи, в которых разместились кабинеты хозяина.
Отсутствие симметрии, органичное развивающееся, "растущее" по вертикали пространство - лестницы, галереи, внутренние балконы - все говорит о знаковых концептах модерна.
Но суть этих сложных пространственных игр становится ясна позже, когда пройденное остается за спиной и есть возможность оглянуться назад. Сначала же обращают на себя внимание только отдельные фрагменты и детали интерьера, главный принцип которого осознается
не как эклектичность, но - безупречная согласованность: конфигурация светильников в коридоре, линии паркетного пола, витраж в ванной комнате, цвет и фактура штор и обоев, камин в гостиной, рисунок лепнины на потолке, графика дверей и лестничных ограждений. Декоративный "сценарий" этой квартиры был разработан настолько тщательно, что даже ковры выполнены на заказ, по эскизам Уильяма Морриса, основателя и главного идеолога движения "Искусства и ремесла", с которого, собственно, и началась европейская история модерна.
Приемы театральной сценографии читаются всюду: и тут и там - явный интерес к зрительным экспериментам. Кроме того, в каждом фрагменте этого интерьера, в каждой его
"мизансцене" особая роль принадлежит освещению, причем открытых источников света практически нет. Как и в театре, свет здесь играет подчиненную по отношению к основной идее роль, меняясь по ходу "пьесы": то он яркий, то интимно-приглушенный, то создает иллюзию бесконечного пространства, то выхватывает из темноты какую-то яркую деталь. В таком тщательно "срежиссированном" пространстве реальная жизнь семьи действительно напоминает утонченный театр, но не для всех, а лишь для узкого круга посвященных.