Техника импровизации
московская квартира общей площадью 110 м2 Сергей Ачкасов, Владимир Варганов, Михаил Заславский
Дискуссия об исчерпанности идей не нова. Споры вокруг одного из главных вопросов разгораются время от времени с новой силой. Отсутствие сюжета, самобытной идейной основы - пока еще мало востребованные формы подачи "материала".
И все же ситуация постепенно меняется. Архитектурная "андеграундная" тенденция получает статус легитимного направления. И дело здесь не только в знаковом для сегодняшнего времени увлечении постмодерном. Скорее в тех возможностях, которые открывает так называемая "безыдейная" методика
Образ квартиры создавался в эмоциональной тональности, интуитивно. Идейными "отсчетами" для архитектора Сергея Ачкасова стали и воспоминания увиденного когда-то в детстве, и яркие впечатления, поразившие сегодня.
При этом интерьер не имеет четкой стилистической парадигмы. Так же как и назвать его эклектичным будет неверно. Вообще, давать ему какое бы то ни было определение - значит идти по ошибочному пути, где, как известно, неправильная посылка ведет к ложному выводу. Ибо интерьер... противоречив, нелогичен и непредсказуем. Как говорит сам архитектор: "Композиция данного интерьера скорее джазовая, чем сюжетная. Сейчас все до того озабочены "сюжетной" конструкцией, жанром, стилистикой, а я лично полюбил бессюжетность. Контекст - великая сила..."
Итак, парадокс первый.
С одной стороны, исходные параметры - среднестатистическое зонирование: привычные кухня, столовая, гостиная и спальня; относительно небольшая площадь, пресловутые "заповеди" Госкомархитектуры и повышенный интерес заказчика к качеству строительства. Иными словами, весь джентльменский набор, на отсутствие которого отечественным интерьеростроителям редко приходится сетовать. С другой стороны, лабиринтная планировка, абстрактный цвет стен (в психологии серый "колор" часто называют нейтральным, ничейной территорией, чертой, отделяющей друг от друга противоположности) и практически полное отсутствие... дверей.
Похоже, привычка жить в малых апартаментах у наших соотечественников в крови. Иначе чем объяснить "деление" без того скромного по габаритам пространства на еще меньшие зоны? Именно здесь скрыт казус номер два. Конечно же, не ностальгией и любовью продиктовано сие архитектурное решение.
Единственно желанием визуально увеличить метраж. Согласно авторской концепции, пространство организовано по принципу смикшированного лабиринта. Уже в коридоре начинает реализовываться заявленная планировочная композиция: миниатюрная кирпичная стена буквально перекрывает вход в гостиную и "разводит" движение по двум направлениям. Каждое из которых в дальнейшем "преломляется" при помощи перегородок, которые и зонируют помещение. В это логическое поле вовлечены также открытые дверные проемы, благодаря чему пространство остается единым.
Водный мотив в интерьере - еще один полновесный ассоциативный ряд. Рифленая поверхность кухонного оборудования - имитация морской волны. А уголок с морским аквариумом стал не только композиционным центром квартиры, но и любимым местом отдыха хозяина и его гостей.
При всей противоречивости интерьера автор не ушел в постмодерном направлении. Здесь вы не найдете утрированной компиляции, рафинированного соединения "антагонизмов", гротескной иронии. Хотя, возможно, технология создания имиджа интерьера, по сути, и является "интертекстуальной", архитектор лишь импровизировал...
Сергей Ачкасов:
"Иногда у меня возникает чувство исчерпанности ситуации. Все, говорю я себе, нужен качественный скачок. В интерьере, как это ни парадоксально, можно легко стать рабом собственного метода. Переход на новое игровое поле всегда спасителен. Экспериментом стал для меня последний проект, который я назвал "интерьер в джазовой обработке".