Техосмотр

Как сочетаются мода и вечные ценности в аудио- и видеоаппаратуре высокого класса

Дата публикации 21.06.2004

Фото: Дмитрий Лившиц, Кирилл Овчинников

Материалы подготовил: Юрий Быченков

Журнал: Техномания N4 (82) 2004

Трудно представить себе современный дом без акустической системы, домашнего кинотеатра или и того и другого. Дизайнеры и инженеры ищут компромисс между качественной аппаратурой и стилистической целостностью интерьера Мало кому, кроме разве что законченных меломанов, нужны в спальне или гостиной громоздкие аудиофильские колонки, сулящие слушателю эталонное качество. Оно необязательно для домашнего киносеанса или фоновой музыки. Разрабатывая акустику, одни компании стараются сделать ее максимально неприметной, но высокотехнологичной, другие увлекаются супердизайном, третьи пытаются комбинировать оба подхода. Главный дизайнер Bang&Olufsen Дэвид Луис утверждает, что хотел бы создавать акустические системы, которым дизайн не нужен, поскольку в интерьере они будут скрыты от глаз. Но пока мечта не осуществилась, и он спроектировал систему, напоминающую одновременно китайскую пагоду и загадочный уфологический объект. Металлические эллипсы акустики Beolab 5 появились не только ради красоты. Они работают отражателями звука, идущего из расположенных под ними динамиков. Называется остроумная технология, запатентованная фирмой SAUSALITO AUDIO WORKS, "акустическая линза ALT". Придумана она для распространения по горизонтали звука средних и высоких частот. Настройку басового динамика под конкретное помещение колонка осуществляет сама с помощью DSP-процессора. Информация для настройки поступает от специального измерительного микрофона, который входит в комплект. В систему встроены усилители ICEpowerТ, дающие в сумме 2500 Вт мощности. Легкая, или, как ее иногда называют, полочная, акустика чрезвычайно удобна для инсталляции. Прежде полочная акустика паковалась в скучные "кубики". Но со временем в моду вошли сферические колонки, которые и выглядят веселее, и звучат лучше. Серия KHT английской марки KEF получила массу наград и положительных отзывов технических изданий. Из-за параболической формы корпуса колонки довольно быстро окрестили "яйцами". Разрабатывался такой корпус не для забавы, а для минимизации резонанса. В "яйцах" использованы фирменные технологии KEF: 100-миллиметровый модуль Uni-Q и 19-миллиметровый алюминиевый куполообразный твитер. Изящные футуристические колонки выпускает компания CABASSE. Ее акустика iO построена на основе знаменитой системы Baltic, из которой заимствованы принципы технологии SCS (Spatially Coherent Source - источник с пространственной когерентностью). Она обеспечивает отличные показатели линейности, когерентности, динамики и отдаваемой мощности звука. У создателей стильной акустики космические фантазии довольно популярны. Колонки Minipod от компании BLUE ROOM обязаны своим происхождением передовым исследованиям, начавшимся еще в стенах компании B&W. В 1996 году команда BLUE ROOM отделилась от B&W и стала самостоятельной компанией. Minipod оказались одним из самых занятных изобретений новой фирмы. Конструкция состоит из трех сфер, которые образуют единую камеру высокого давления. Такое решение сводит к минимуму резонансные колебания корпуса, рассеивание и искажение звука. В колонках использован известный еще по B&W желтый динамик из прессованной кевларовой ткани, которая обеспечивает мягкое воспроизведение средних частот. Комплект колонок Apple выпускает американская компания GRANDHIGH TECHNOLOGY INTERNATIONAL, известная своей акустикой для домашних кинотеатров. Для них же разработаны и блестящие "яблоки". В цельнометаллическом корпусе каждой колонки находится широкополосный 2,5-дюймовый динамик мощностью 30 Вт. В комплект входит усилитель, который питает все пять колонок и сабвуфер. Появление новинок в акустике класса Hi-End редкое и всегда значительное событие. В этой индустрии инженерам и дизайнерам не нужно гнаться за модой. Их цель - абсолютный акустический идеал. Расчеты ведутся годами, зато полученный результат не теряет актуальности десятилетиями. Со временем, впрочем, даже самые убежденные консерваторы пришли к выводу, что решение инженерных задач вовсе не исключает новаторского дизайна. В итоге сотрудничество исследовательских лабораторий с дизайнерскими бюро приводит к появлению настоящих произведений искусства. Сочетание экстравагантной внешности и исключительных технических достоинств - характерная черта прежде всего рупорной акустики. В акустике это, наверное, одно из старейших направлений (вспомните хотя бы трубы граммофонов). Современные рупорные колонки редко стоят меньше 10 тысяч долларов. Эти солидные агрегаты предназначены для серьезных меломанов, предъявляющих исключительные требования к качеству звука. Главным достоинством рупоров считается точное воспроизведение звука каждого инструмента. Музыка получается естественной и объемной, словно звучит живьем, а не в записи. Необыкновенно точно передают рупоры и тембр человеческого голоса. Еще одно важное достоинство: поскольку рупорные колонки обладают высокой чувствительностью, для них не требуются усилители большой мощности. С первого взгляда не скажешь, что величественная колонка Maestro, напоминающая мумифицированного персонажа из "Чужих", рупорная, поскольку рупора не видно. Однако догадаться, куда он делся, можно по узору на боковой стенке. Оказывается, труба рупора улиткой свернута в теле грозного инопланетянина. Рупор не единственное достоинство Maestro. В конструкции использованы лучшие в мире, по мнению экспертов, английские широкополосные динамики Lowther DX4 с мощными магнитами (NdFeB), изготовленными на основе уникальных российских магнитомягких материалов. Корпус у колонки деревянный, но покрыт специальным составом, создающим впечатление литой металлической конструкции. Искать, куда делся рупор французской колонки Grande Povilion от компании SUPRAVOX, не придется. Большой и эффектный, похожий на громкоговоритель, он смотрит прямо на вас. Рупор в Grande Povilion воспроизводит только высокие и средние частоты. Как известно, эффективность рупора зависит от длины трубы горна. И если в Maestro трубу скрутили, то здесь разработчики разрезали ее на две части и вставили одну в другую. Начало трубы, где располагаются излучатели, разместили внутри общей части рупора. Получается что-то вроде цветка с пестиком. Звуковые волны выходят из этого "пестика", попадают в основание "цветка" и устремляются в обратном направлении прямо к слушателю. Нижний диапазон частот в акустике SUPRAVOX передает большой динамик, размещенный в основании колонки. Часто говорят, что рупорное звучание делает музыку легкой и прозрачной. Компания FERGUSON HILL решила материализовать эти эпитеты и сделала горн колонки прозрачным. С инженерной точки зрения колонка FH OO1 - классическая рупорная конструкция с одним излучателем DX-3 от LOWTHER ACOUSTICS. Несмотря на свои внушительные размеры, колонка работает в ограниченном диапазоне частот от 150 Гц до 20 кГц. Поэтому для полноценной звуковой картины комплект колонок-невидимок стоит дополнить сабвуфером. Конечно, не одни только рупоры претендуют на сердца и уши меломанов. Легендарные колонки B&W Nautilus многие специалисты называют эталонной акустикой. Результат пятилетних усилий конструкторов привлекает в первую очередь своей фантастической внешностью (колонки недаром названы именем морских моллюсков). Однако то, что многие принимают за яркий дизайн, на самом деле еще и оригинальная конструкторская разработка. Известно, что трубка определенного размера поглощает помехи, излучаемые тыльной стороной динамика. Комбинация же сферы и трубы действуишь несколько сантиметров вокруг матрицы остаются для художественных изысков. Лидер в области разработки плазменных панелей компания FUJITSU одной из лучших своих моделей (PDS-6101S) придала подчеркнуто технологичный вид. Дисплей с диагональю 61 дюйм сам по себе выглядит значительно. Ему вполне достаточно и невыразительной рамы. Панель снабжена одночиповым цифровым видео- процессором AVM, поддерживает формат HDTV и может работать с разрешением 1600x1200. Система HDDMCS (high definition digital multi conversion system) оптимизирует входной сигнал (независимо от его источника) и дает великолепное качество картинки. Строгих правил придерживаются и конструкторы компании PIONEER. Их модель PDP-504HDE остается верной минималистским принципам. Четкое изображение обеспечивает процессор PURE Drive. Фирменных технологических изысков хватает. В их числе и своеобразная структура экрана, благодаря которой цвета становятся глубокими и насыщенными. Дизайнеры SONY решили сделать незаметность плазмы художественным приемом и почти буквально растворили ее в пространстве. Дисплей телевизора SONY KE-42MR1 встроен в прозрачную стеклянную панель и подключен к медиаресиверу лишь одним незаметным проводком. Появление в комнате проектора фактически означает, что с этого момента она претендует на почетное звание "домашний кинозал". В одном из лучших LCD-проекторов легкого класса PANASONIC PT-AE500E использована фирменная технология, позволяющая существенно уменьшить контраст темных промежутков между пикселями. Эффект "сетки" пропадает и решается основная проблема LCD-технологии. Впрочем, проектор не очень мощный и подходит для инсталляции в небольшом помещении. Одночиповый аппарат Domino 30 от компании SIM2 использует DLP. Хорош проектор не только техническими параметрами, которые позволяют ему давать почти совершенное изображение. Для разработки линейки Domino компания SIM2 пригласила ведущих итальянских дизайнеров. LCD-проектор от SANYO (модель PLV-70) хоть и не так хорош внешне, зато считается одним из самых мощных в своем классе. Он оснащен тремя жидкокристаллическими панелями широкого формата и микролинзовой матрицей. Но самую качественную картинку дают трехлучевые Hi-End-проекторы. В них использованы традиционные электронно-лучевые трубки. Сейчас компании, выпускающее такие проекторы, заявляют о прекращении серийного выпуска моделей. Подобные аппараты будут производиться только по специальным заказам.