Тоннель в лес

Эта необычная стеклянная резиденция находится в Подмосковье. И дом, и парковая зона представляют собой единый комплекс, разработанный архитектором Кареном Ман по индивидуальному, авторскому проекту

Дата публикации 01.12.2014

Интервью подготовила: Ольга Вологдина

Фото: Илья Ефромеев, Карен Ман

Автор проекта: Анастасия Топоева
Карен Ман

Журнал: N1 (200) 2015

Эта необычная стеклянная резиденция находится в Подмосковье. И дом, и парковая зона представляют собой единый комплекс, разработанный архитектором Кареном Ман по индивидуальному, авторскому проекту

Автор проекта Карен Ман: «Жизнь за городом предполагает качественно иной подход к организации жилой среды. Видеть окружающую природу вблизи, чувствовать её на расстоянии вытянутой руки—это совсем другие ощущения, нежели те, что испытывает человек в городе. Для меня это и есть настоящая, подлинная роскошь—наблюдать смену сезонов, радоваться первому снегу или упавшим берёзовым брунькам. Что может быть лучше? Я стремился дать природе возможность проявиться во всей своей красе. Отсюда стеклянные фасады, зенитный фонарь, ландшафтные объекты, заставляющие по-другому взглянуть на окружающий пейзаж»

Здание фактически целиком состоит из стекла: прозрачные фасады, зенитный фонарь... Расскажите о конструктивной основе дома, были ли сложности в реализации задуманного? —По генплану дом должен был стоять на опушке леса, поодаль от других строений в посёлке, поэтому его решено было сделать максимально прозрачным. Здание каркасное, из деревянного бруса. Я использовал конструктив немецкой компании OSKO–HAUS. Брус хорош тем, что его можно рассчитать под нагрузки. А это было важно, так как здесь предполагались большие пролёты. Отличительной чертой дома стало открытое пространство, отсутствие комнат как таковых. Поэтому в качестве рёбер жёсткости, опор от поперечного раскачивания здесь, в отличие от того же фахверка, выступает остекление. Обычно вес конструкции ложится и на внутренние перегородки, а фронт остекления вообще не используется. В нашем случае само стекло держит здание. Оно выполняет не только ограждающую и изолирующую функцию, но и прочностную.

SALON: А почему Вы, собственно, отказались от внутреннего зонирования? —В доме живут всего два человека: мужчина и женщина. У каждого из них есть своё личное пространство. Есть женское пространство, есть мужское, есть общий объём (гостиная), а также «закатная» зона на втором уровне, в которую можно попасть по стеклянному мосту.

S: Как решался вопрос отопления, учитывая такой массив остекления? —Уже на стадии проектирования мы понимали, что столкнёмся с этой проблемой. Много окон, большие объёмы, к тому же открытые санузлы, а значит, и конденсат. Поэтому нам пришлось использовать все имеющиеся на сегодняшний момент виды отопления. Это и тёп­лые полы, и направленные конвекторы под стёклами, и система прямого обдува зенитного фонаря, и система обогрева каждого стекла, способствующая испарению влаги. В общем, нетиповое решение, как и система вентиляции. Её нам также пришлось проектировать специально. Поскольку окна трёхметровые, их физически невозможно открыть для проветривания. Двери, в свою очередь, напрямую связаны с планировочной структурой (с выходами на террасы), и делать псевдодвери мне не хотелось. К тому же они не решали вопрос выхода тёплого воздуха из-под конька. Пришлось проектировать специальные треугольные форточки с автоматизированным механизмом открывания.

S: Территория вокруг дома довольно интересная: оригинальный забор, мелкие бассейны, странные конструкции из стекла и бетона. Для чего они? Что это такое? —Ключевую роль в проекте играет природа. Она главный участник и движущая сила. Я старался, чтобы весь комплекс не раздражал своим присутствием, а, напротив, казался единым целым с окружающим пейзажем. Архитектура дома предельно простая, словно её нарисовал ребёнок. Скатная крыша рифмуется с макушками елей, вертикальные опоры вторят силуэту деревьев. Благодаря стеклянным фасадам лес просвечивает сквозь них, а здание буквально растворено в природной среде. Фасад дома для обслуживающего персонала декорирован орнаментом и светильниками, создающими стилизованный рисунок крон деревьев. Специфика ландшафта повлияла и на концепцию оформления регулярного парка. Территория, где находится дом, представляет собой длинный узкий участок, расположенный по соседству со старым участком заказчика. Их разделяет поселковая дорога. Необходимо было сохранить дорогу и в то же время создать общую парковую зону. Чтобы зрительно нивелировать вытянутый участок, я использовал скульптурные арт–объекты из стекла, создающие эффектные оптические иллюзии. Отражения в стеклянных конструкциях, силуэты в воде гармонизировали территорию, сделали её симметричной и разнообразной в плане эмоций и ощущений.