Традиционализм на ножке авангарда
квартира общей площадью 121 м2 Алексей Чернов, Ольга Васильева
Архитектор редко получает возможность реализовать свои идеи в чистом виде. Чаще заказчики - поскольку речь идет об их квартире - становятся полноправными соавторами художника. В данном случае вкусы хозяина отличались традиционностью с легким акцентом классического стиля. Хозяйка, поклонница Кандинского и раннего Лентулова, желала внести в интерьер будущего жилища определенные черты авангарда
Сделать одну квартиру из двух - трехкомнатной и однокомнатной - задача вроде бы несложная. Тем более что объединенная площадь предназначалась для проживания трех человек, не считая собаки. Да и квартиры по "совковым" меркам были улучшенной планировки. Но дом - панельный, практически все стены несущие, сносу не подлежащие.
Кредо Алексея и Ольги - не загромождать помещения лишними предметами. Предпочтение отдается свободному, наполненному светом пространству, функциональности мебели и самой планировки. Один из любимых приемов авторов - трансформация объемов: раздвижные перегородки и складывающиеся двери позволяют как расширить визуальную перспективу чуть ли не до размеров всей квартиры, так и локализировать зону обзора до размеров одной комнаты.
В 80-е годы архитектор Роб Криер, нарушив чистоту зонирования, спроектировал квартиру с залом посередине, имеющим двойную световую ориентацию. Комната делалась проходной - в нарушение всех наших (опять же "совковых") канонов. Алексей признался, что еще в студенческие годы мечтал о подобном проекте. Правда, он, подобно многим архитекторам, слегка "переосмысливал" идею Криера, пытаясь сохранить правильное зонирование.
Уже из прихожей просматривается общая зона - гостиная и столовая, разделенные только стеклянной перегородкой.
Вместе они образуют зал, в котором - при хорошей погоде - весь день светит солнце.
В столовой, предназначенной для воскресных обедов и торжественных приемов, царствует стол - традиционная стеклянная плита на авангардной ножке, являющейся скорее некой абстрактной скульптурой. Если отодвинуть стулья, создается впечатление, что музейный экспонат собираются заключить в стеклянную витрину, оберегая от слишком любознательных. И хотя стол занимает достаточно много места, благодаря прозрачности верхней панели чувства стесненности не возникает. К столовой примыкает зона кухни: столик для завтраков, небольшие изящные стулья... Сам "горячий цех" из парадного помещения почти не просматривается.
В интерьере столовой преобладают геометрические фигуры: прямоугольники проемов, квадраты перегородки, овал горки, конусы светильников и люстр. Однако они смягчаются другими, более замысловатыми деталями: изогнутой формой стульев, обтянутых белой кожей, изящными линиями растительного орнамента на границе потолка и стен.
Гостиная вместила уютный угловой диван, стеклянный столик, плоскость которого опирается на три разорванные спирали, стенку с набором аудио- и видеотехники, кассеты, лазерные диски, книги. Все традиционно, обволакивающе размеренно. Но картина авангардиста Андрея Шилова "Вечерний пейзаж" не дает наступить сонному состоянию, навеянному мягкостью дивана, "колониальными" занавесками на окне, расслабляющему свету светильника.
Хотя визуально столовая и гостиная составляют единое пространство, между ними существует переходная зона, выделенная белым галогеновым светом. Устройство подобной зоны - в чистом виде постмодерн. И это не просто дизайнерский прием. Два зеркально расположенных шкафа вполне функциональны. В одном из них даже "прячется" полностью оборудованное компьютерное место. Достаточно поставить стул, распахнуть дверцу шкафа, выдвинуть полку с клавиатурой - и можно работать. Впрочем, конечно, встроенные шкафы и рабочие места в центре парадной залы с точки зрения житейской логики имеют ярко выраженный оттенок абсурда.
Подобный модернистский прием использован и в переходном пространстве, отделяющем общую комнату от спальни и детской. Таким образом удалось "отгородить" интимную часть квартиры. Ведь при открытой двери, ведущей из прихожей в гостиную, взор входящего гостя буквально "упирался" в хозяйскую спальню. Остановить его призвана обтянутая темно-фиолетовым бархатом колонна, служащая своеобразной границей, пересекать которую могут только свои. Авангард этого участка квартиры подчеркивается розово-персиковым цветом, усиленным розовой подсветкой.
Минуя торжество пастельно-розового, попадаешь в детскую. Мягкий зеленый ковролин, светло-зеленые фронтальные поверхности платяного шкафа и стола для занятий, оливковые шторы, живая зелень цветов - все успокаивает, снимает подростковое напряжение.
Дизайн спальни характеризует хозяйку как натуру романтическую.
Картина московской маринистки Щербаковой-Иониной, серый ковролин на полу - словно спокойная, подернутая легким туманом морская гладь. И - как весенняя клумба в любимом Крыму - покрывало, усеянное яркими цветами. Если распахнуть розовые шторы, открывается огромное, во всю стену, раздвижное окно, выходящее на балкон. При желании на нем можно устроить зимний сад, и тогда иллюзия, что окно выходит не на московскую улицу, а на террасу загородного дома, будет полной.
Даже на плане видно, что объединенный с ванной комнатой санузел занимает достаточно много места.
Конечно, по западным стандартам он должен примыкать к интимной зоне, но в данном случае планировку продиктовало расположение коммуникаций.
В оформлении этого помещения пристрастия хозяйки к авангарду воплотились в полной мере: сочно-синяя керамика на полу, откровенная желтизна шкафа, сложной формы сантехника из пластика (кстати, она значительно дороже керамической). И, конечно, все достижения технического прогресса: ванна с гидромассажем и компьютерным пультом управления, унитаз, оборудованный озонатором воздуха и антибактериальным излучателем, умывальник с доброй дюжиной кнопок - для управления радиоприемником, контроля личных биоритмов и еще множества функций, с которыми хозяева до сих пор не разобрались.
К санузлу примыкает постирочная со стиральной машиной и небольшой ванной для ручной стирки.
Пространство выдержано в легком бежевом цвете и... "разбито" зеркальной рейкой на потолке. Авангард в подсобных помещениях?..
Итак, мы прошлись по всей квартире и оказались в прихожей, откуда, наверное, следовало начинать наш рассказ.
Ощущение полярного дня: прихожая буквально пронизана светом. Светло-оливковый (почти белый) цвет стен, белый мрамор на полу и - мощнейшие галогены. Здесь, в проеме, начинается третья переходная зона. Интенсивность оливкового цвета резко нарастает, достигая своего пика, чтобы затем плавно перейти в более спокойные тона кухонной зоны.
Эти авангардные "мазки" - работа с цветом в переходных зонах, модернизм санузла, экспрессия пола, подбор живописи - вызваны стремлением архитекторов освежить, заострить восприятие в традиционалистском, в общем-то, интерьере.