Три эпохи
квартира площадью 256 м2 в Москве
Необарокко, неорококо, Наполеон III… В квартире по проекту архитектора Надежды Черниговой стили разных эпох прекрасно дополняют друг друга. Здесь понимаешь, что в удачном интерьере мелочей не бывает. Или нет: что мелочи бывают очень значимыми и что в совершенно новой квартире они дают потрясающее ощущение обжитого дома
В прихожей останавливаешься, для того чтобы рассмотреть антикварные гравюры с видами старой Москвы. На одной из них едва различимой латиницей написано: Troytskyi sobor, на другой - Sobor archangela. Гравировали в первой трети XIX века в Париже. Неожиданное открытие: оказывается, в то время, когда русские писатели огорчались по поводу моды на Францию, французские аристократы украшали дома видами российской столицы... "Гравюры я привезла из Парижа, - рассказывает Надежда Чернигова. - И эти, и гравюры с галантными сценками, которые сейчас украшают спальню, и странички из дамских журналов мод эпохи Наполеона III (1860-1870-е годы) - их я поместила в гардеробной". Надежда говорит, что задумала эту квартиру а-ля XIX век. Отсюда и планировка, и стилевые решения, и внимание к мелочам, и особая насыщенность интерьера.
Планировка простая и удобная: прямо из прихожей попадаешь в гостиную, объединенную в одном пространстве со столовой. Из столовой можно пройти в кабинет (это направо) и кухню (налево). Кухня соединяется проемом с гардеробной (здесь же вход в гостевой санузел), а из гардеробной опять попадаешь в прихожую. То есть задана типичная круговая планировка, которая нередко использовалась в дворянских усадьбах XIX века. Приватная часть квартиры, включающая в себя спальню, ванную комнату и детскую, расположена особняком.
Спальня решена в бежевато-сливочных и зеленоватых тонах. Потолок, если присмотреться, тонирован очень светлыми, сильно разбавленными оттенками этих цветов. "Стены обтянуты шелком приглушенно-зеленого цвета, но при этом спальня не выглядит прямолинейно-зеленой, - говорит архитектор. - Во-первых, за счет светлого паркета из клена. Во-вторых, за счет ткани, которой обтянуты стены: она преломляет свет, мерцает, уходит в полутона, ловит рефлексы от потолка и пола".
Смежная со спальней ванная комната отделана приглушенно-зеленым мрамором, отполированным не до зеркального блеска. Тут, как и в спальне, все тоже как бы припудренное, очень подходящее по духу необарокко и неорококо, двум ведущим стилям этой квартиры. "Здесь использована скальола - редкая техника резьбы по мрамору, - рассказывает автор проекта. - Мастер вырезает рисунок, заполняет его мраморной крошкой, потом полирует. Можно создавать орнамент с любыми изгибами и какого угодно цвета".
"Так делали раньше" - для Надежды это вообще аргумент и повод сделать так же. Вот, например, гостиная и столовая зонированы при помощи антаблемента, а его нужно поддержать колоннами - и появляются две легкие классические колонны. Или, например, ткани: они обязательно должны быть созданы по старинным образцам. Или обои: непременно ручной работы. Или библиотека в кабинете: здесь под книжными полками есть специальные выдвижные столики. Взял книгу, выдвинул столик, положил книгу, тут же нашел нужное место… Всего не перечислить. Архитектор говорит, что эта квартира - стилизация. Наверное, настоящая стилизация и должна быть столь убедительно проработанной.
Автор проекта Надежда Чернигова: "Вы видели фотографии интерьеров XIX века? Интерьеры обычно очень плотные, насыщенные. Я хотела сделать нечто подобное. Памятуя о том, что аристократические дома обживались поколениями, я соединила несколько исторически преемственных стилей - барокко, рококо, Наполеона III. А поскольку это стилизация, о стилях будет правильнее говорить с приставкой "нео-"