Три значения слова 'естественность'
загородный коттедж общей площадью 356 м2 Эдуард Забуга
Оригинальная красота этого дома в глаза не бросается. Она естественно рождается из взаимодействия архитектуры с окружающей природой, из расположения комнат, различия материалов. Вообще слово "естественность", по мнению архитектора Эдуарда Забуги, - ключевое для понимания концепции этого проекта
В словаре русского языка С. И. Ожегова слово "естественный" имеет несколько значений. И по крайней мере три из них имеют отношение к архитектуре и дизайну дома, который вы видите на этих страницах.
1. "Естественный" - "относящийся к природе"
Это довольно логично для загородного дома. Но загородное строительство отвечает такой логике не всегда.
В некоторых случаях на ум приходят строки Федора Соллогуба, написанные еще в XIX веке: "С одной стороны заборы, будки, мостовые, пыль дрожек, - с другой стороны итальянские балконы, полосатые навесы, гортензии. Дорожки с красным песочком, несколько чахоточных деревьев и опять кое-где несколько гортензий. Вот почти все наши дачи. В особенности занимательны новомодные готические замки с башнями, похожими на зубочистки, и с пристройками вроде китайского топорика. В этих-то карикатурных пристанищах светский люд, на пространстве всего нескольких саженей, наслаждается сельской свободой и величием природы".
Однако к дому, о котором речь, сия ироничная цитата счастливо не имеет отношения.
С самого начала в проекте вместе с пожеланиями хозяев (как то: "дом не должен быть чрезмерно "бюргерским", его оригинальность не должна "кричать", но в тоже время обязана выделить строение среди соседских жилищ") учитывался прекрасный окружающий пейзаж. Сказав, что "любая архитектура уступает естеству природы", Эдуард Забуга буквально "вырастил" здание из ландшафта. Архитектор придал дому "чувство места" и возвел связь интерьера с экстерьером в некую высшую степень.
Так, простой, лаконичный по форме фасад стал своеобразным фоном, на котором четко выделяются стройные силуэты елей. Немного солнца - и вот уже их тени "рисуют" на стене трехмерное графическое изображение. Местоположение окон определялось по принципу: а что мы будем из них видеть? Например, вид из цельного, без переплетов, окна хозяйской ванной комнаты напоминает заключенную в тонкую раму японскую гравюру.
"Пейзаж настолько хорош, что больше никаких декораторских ухищрений в этой комнате и не требуется", - комментирует архитектор.
Апофеозом непосредственной связи архитектуры с окружающей средой стал так называемый "дек" - открытая площадка на стойках, сквозь которую растут две ели. Благодаря своей конструкции и расположению площадка выглядит более связанной с природой, чем терраса, веранда или балкон. Попасть сюда можно двумя способами: или выйти через стеклянные окна-двери кухни, или подняться с улицы по одной из двух боковых лестниц-трапов. Площадь "дека" (30 м2) позволяет здесь танцевать или пить чай в компании не менее двадцати гостей. В результате даже приподнятая на несколько метров от земли "палуба" создает полную иллюзию "завтрака на траве".
Ну и, конечно, "связь с природой" была бы неполной без использования естественных, природных материалов. Скажем, "дек" сделан из оструганной и проморенной лиственницы - живописной и богатой по фактуре.
Сауна отделана пробкой, привлекательной и на вид, и на ощупь. В доме имеется мебель, сплетенная из тростника. А некоторые виды отделочных материалов заслуживают особого упоминания. Например, натуральный, очень красивый камень с интересной фактурой на поверку оказывается... искусственным. Выполнен он из особого цемента, легковесных наполнителей и экологически чистых минеральных красителей. И для того, чтобы, допустим, "сложить" камин, "каменные плиты" просто наклеивают на поверхность.
2. "Естественный - совершаемый по законам природы"
Главной задачей архитектора было сочинить определенный сценарий, по которому бы развивались дальнейшие "события" дома. И поэтому количество, назначение и взаимосвязь помещений обговаривались в течение полутора месяцев. В результате внутреннее пространство, по определению Эдуарда Забуги, стало "цельным, логичным, просто выстроенным, естественно и ненавязчиво обращающим на себя внимание".
Иными словами, спланированным согласно образу жизни, вкусам заказчиков (или тем же "законам природы").
Итак, планировка. Первый этаж: общественная зона, сауна, подсобные помещения. С улицы мы попадаем в светлые, просторные "сени" - автор проекта полагает, что в описании нужно использовать именно это слово, раньше обозначавшее большое изолированное помещение между жилой частью и крыльцом деревенской избы или старинного городского дома. При необходимости здесь с комфортом размещается нескольких человек одновременно. Например, приехавшие на большую вечеринку гости могут зайти и снять пальто все сразу, не выстраиваясь перед дверью в очередь.
Из сеней массивные распашные двери матового стекла ведут в гостиную. Она представляет собой открытое пространство, зонированное лишь визуально. Мягкая "диванная" находится в эркере, расположенная практически рядом обеденная группа условно обозначает столовую.
Вход из гостиной на кухню ничем не ограничен. Попасть в это помещение можно с двух сторон - из столовой и из бильярдной. Причем рабочая часть кухни (плита, холодильник, шкафы) укромна и не просматривается, всеобщему обозрению представлен лишь круглый стол. Четыре больших, от пола до потолка, стеклянных окна-двери, ведущих на "дек", придают кухне "статус" второго эркера и оптически увеличивают ее площадь.
Уютная каминная (кожаные диваны с тканевыми подушками, искусственно состаренная деревянная мебель из Мексики, "каменный" камин) отделена от бильярдной небольшой стойкой-полкой, оформленной в том же стиле, что и камин. Благодаря небольшому подиуму и скату крыши кажется, что каминная расположена в нише. Правда, в нише светлой, поскольку сквозь небольшие окна в скосе потолка проникает верхний свет. Декоративные балки "на полном серьезе" держат перекрытия, а металлический элемент над камином неожиданно оказывается вполне настоящей, действующей каминной трубой, выведенной на фасад.
Выстраивание пространства по "чистой", ничем не загороженной диагонали не только обеспечивает свободу передвижения, но и создает в гостиной множество неожиданных ракурсов.
От подиума бильярдной начинается лестница на второй, частный этаж (кабинет, детская, санузел, спальня хозяев и две гостевые спальни). Первые три ступеньки не имеют никакого ограждения, сама же конструкция лестничного марша заключена в некую своеобразную форму. Развязка помещений второго этажа осуществлена довольно необычно.
Кабинет находится под скатом крыши. Чтобы в него попасть, необходимо преодолеть еще одну лестницу, схожую по стилю с предыдущей. Лестница кабинета способствует активному "перетеканию" воздуха и света в пространстве: сквозь ее "ребра" просматривается бильярдная, а также падает верхний свет из окон в скате крыши. В двухуровневую детскую ("уровень рабочий" и "уровень отдыха") попадаешь прямо с лестничной площадки. Второй уровень располагается практически в мансарде, над родительской спальней и ванной.
3. "Естественный - простой, непринужденный"
Это касается обстановки. Ничего лишнего: строгие линии, спокойная, "экологическая" цветовая гамма, изысканные в своей простоте формы и детали оформления.
Естественное завершение наших заметок
Настроение этого дома характеризуется тремя вышеперечисленными значениями слова "естественность". Чудесное ощущение соприкосновения с настоящей природой, настоящей архитектурой и
настоящими, светлыми, естественными человеческими эмоциями.