Триста лет
Двухэтажная лондонская квартира, оформленная известным дизайнером Энтони Фельдманом в стиле европейской классики
За последние годы древний Лондон очень переменился. Многие устоявшиеся стереотипы о столице "туманного Альбиона" давно стали областью литературных мифов. Насколько они стойки в культурной памяти человечества, настолько же они не имеют ничего общего с реальностью. Или почти ничего. Без преувеличения можно сказать, что нынешний Лондон - средоточие самых смелых, некоторые даже уверяют - "безумных", дизайнерских идей. Современная английская публика тоже далеко не та, что хорошо знакома нам по "Саге о Форсайтах" Голсуорси. Хрестоматийная британская консервативность оказалась наиболее "подвижным" явлением именно в сфере дизайна. Особенно это утверждение касается интерьерной моды
Когда шесть лет тому назад известному лондонскому дизайнеру Энтони Фельдману предложили оформить двухэтажную квартиру около Гайд-парка в традиционном европейском классическом стиле, заказ и впрямь выглядел не слишком ординарно.
Тем не менее знание материальной культуры, тонкое чувство цвета и понимание пространственных пропорций дало блестящий результат, а саму квартиру включили в список лучших в британской столице. Прошлым летом она была опубликована в книге "10 лучших дизайнеров Лондона".
Квартира занимает два верхних этажа в белоснежном викторианском особняке. Построенный в 1856 году, первоначально дом принадлежал одной семье. Комнаты двух нижних этажей предназначались для приема гостей, третий и четвертый служили частными апартаментами, на пятом и шестом жили дети и прислуга. Вполне обыденный для той давней эпохи порядок вещей. В девятнадцатом веке такие дома обычно строились без лифтов. После Второй мировой войны здание перестроили: разделили на несколько квартир и дополнили лифтом. Дом, "переиначенный" таким образом, называется в Англии "конвершн", а двухэтажная квартира - "мезонет".
Гостеприимная госпожа Бансу Шах рассказала, что когда шесть лет назад они с мужем увидели эту квартиру, то решение о покупке приняли стремительно - в течение десяти минут. Ей понравился прекрасный паркетный пол, и она сразу представила, как замечательно на нем будут смотреться ее персидские ковры, которые она привезла из Индии.
Предыдущий хозяин грек, судовладелец, предпочитал современную обстановку. Бансу решила вернуть комнатам "исторический" вид и придать жилищу европейский вид. Это решение - вернуться к классике в то время, когда в Лондоне в моду уверенно вошел минимализм, - можно считать почти безумной смелостью: чопорный Лондон проявляет единодушие не только по отношению к прочным традициям, но и к свежим модным веяниям.
Дизайнер Энтони Фельдман проявил себя тонким живописцем, у которого каждый мазок кистью - не просто декоративный момент: он несет концептуальную информацию.
Дух классики ощущается буквально во всем. Мебель - только антикварная, подобранная в разных галереях, маленьких лавках, но посетитель легко обманывается: ему кажется, что эти вещи находились здесь веками. Госпожа Бансу вспоминает, что мебель приобретали на аукционах и в антикварных галереях. И каждый раз договаривались с продавцами о том, что рисковать сразу не стоит: сначала следует "примерить" предмет к квартире, и только после этого можно принять окончательное решение о покупке.
Главная комната - огромная гостиная с окнами, выходящими в старый парк. Поражают непривычно большие для Англии размеры гостиной. Мягкий рассеянный свет обволакивает уютные диваны, и белый мраморный камин с нарядным итальянским зеркалом напоминают о славных временах великой империи.
Большая китайская лаковая ваза стоит в центре комнаты на столе красного дерева (эпохи Наполеона I) и является важным композиционным элементом.
По обеим сторонам гостиной - традиционные английские шкафы красного дерева. Французские кресла с высокими спинками уютно расставлены рядом с журнальными столиками. Большой концертный рояль стоит слева от входа. Он кажется скромным и небольшим в этом просторном помещении. Две хрустальные английские люстры начала XIX века придают гостиной особую парадность.
Около камина на стене - рисунки Франсуа Буше. Их приобрели на аукционе "Сотбис" специально для этой комнаты. Рисунки Камила Писарро, помещенные в оконном проеме, - также не случайное приобретение: они куплены в известной антикварной галерее.
Три больших окна задрапированы мягкими шелковыми тканями.
Нижний этаж апартаментов - "официальный": он включает гостиную, столовую, комнату для отдыха и кухню "с секретом", совсем как в стародавние времена: здесь есть потайная дверь!
На втором этаже - спальня, две детские и спальня для гостей, около каждой комнаты - персональная ванная с туалетом.
Большие английские шкафы в стиле XVIII века были сделаны на заказ специально для этой комнаты. Краснодеревщики в Англии всегда славились мастерством: вот и в данном случае качество исполнения - безукоризненное.
Небольшую столовую Энтони Фельдман выполнил во французском стиле XVIII века, что сообщает ей поистине дворцовую пышность. Здесь царит полумрак, в комнате практически нет дневного света. На стенах - диковинные растения, цветы и птицы, за ними манящие голубые дали - эти живописные обои принадлежат "кисти" французской компании "Жубер".
Обеденный стол красного дерева занимает почти все пространство, стулья, стоящие вокруг стола, обиты тканью из конского волоса. Подобную ткань издавна использовали именно во дворцах. Она, как доказало время, может прослужить более трехсот лет!
Хрустальные канделябры на столе уникальны: подобные светильники, только большего размера, находятся в Версале. Над столом - роскошная французская люстра XVIII века, подлинная драгоценность.
Хозяйка всего этого великолепия объяснила, что в квартире "исторически" столовой здесь не было. "Тут была большая комната для занятий, мы решили отвести часть кабинета под столовую. Поэтому комната получилась без света, темная: обои выбирали вместе с дизайнером в магазине на Pimlico Road. Затем сотрудник компании сделал обмеры и отправил заказ на фабрику во Франции. То есть обои были произведены специально для этой столовой и точно под размер".
Невозможно представить эту квартиру вне лондонского контекста. За окнами - один из самых знаменитых парков в мире. И если большинство деревьев, которые видны из окна, не старше трех веков, то лужайкам именно столько. Ведь, как известно, только спустя триста лет газон получает право именоваться английским...