Творческая лаборатория архитектора: дом под Санкт-Петербургом
Основатель архитектурного бюро b612 Артемий Шаронов спроектировал и построил для себя и своей семьи загородный дом, в архитектуре и дизайнере которого отразились философия и авторский подход архитектора к проектированию жилой среды.
Площадь: 320 кв. м
Этот дом выступает для автора проекта Артемия Шаронова творческой лабораторией, «местом силы» для реализации и раскрытия концепции «Дизайн загородной жизни». Это не только пространство для жизни семьи, но площадка, где архитектор разрабатывает и воплощает уникальные идеи и решения, опробованные на собственном опыте.
Автор проекта архитектор Артемий Шаронов.
Здание на участке в 30 соток расположили таким образом, чтобы окружающие его сосны создавали естественную тень в жаркие полуденные часы, делая пребывание домочадцев внутри максимально комфортным. Чтобы визуально расширить границы внутреннего пространства и объединить его с окружающей средой, применили панорамное остекление в ключевых помещениях дома: кухне-гостиной, ванной с видом на лес и в мастерской.
Гостиная. Зона отдыха сформирована комбинацией двух диваном от Тeak House и KARE. Интерьер оформлен картинами художницы Нели Супургибековой. Лодка, Teak House. На полу — ковёр-килим. Журнальный столик, столики-барабаны, рыжее кресло, KARE.
«За кухней находится выход на террасу, — объяснит решение Артемий Шаронов. — Это сделано для того, чтобы путь из кухни на террасу был наиболее коротким, чтобы было удобно сервировать и убирать стол на террасе. Сама терраса расположена таким образом, чтобы не закрывать вид на сад тем, кто обедает в доме за круглым столом. Стол сделан из тополя, который рос во дворе Адмиралтейства. Ему более 100 лет, он видел Революцию! Дерево снесло ураганом, и нам досталась прикорневая шейка, из которой мы сделали столешницу».
Особое внимание автор проекта уделил ориентации жилых помещений по сторонам света. «Есть помещения, требующие приглушенного света и ощущения уединения и, наоборот, — объясняет Артемий. — Это, например, технические помещения, санузлы. А вот благодаря прозрачному стеклянному атриуму на кухне мы с семьей завтракаем на рассвете и ужинам на закате, наблюдая плавную смену времен года».
Потолок поддерживают деревянные фермы, рассчитанные по нагрузке. Стеллажи, компания KARE. «Мы планировали дом одновременно с садом, — поясняет общее решение архитектор. — Основные материалы — кирпич, бетон, деревянная мебель, темно-серый цвет, матовые и глянцевые поверхности (стекло, двери). Стиль интерьера — современный этнический».
Для усиления ощущения единства с природой использовали одинаковые текстуры, материалы и цветовые решения в интерьере, архитектуре и ландшафте. Полы из микробетона на первом этаже дома естественным образом сливаются с уличными дорожками из бетона. Фактуры дерева в интерьере перекликаются с текстурами дерева в уличной отделке. В доме много растений, и интерьерное озеленение стилистически перекликается с ландшафтным.
Кухня выполнена в шпоне экзотических пород дерева. Освещает пространство софит — светильник в форме кинематографического осветительного прибора. Столешница сделана из кварцевого агломерата. Смеситель, Hansgrohe. Плита со встроенной вытяжкой, Elica.
«Обычно архитектура — на первом месте, и она подчиняет себе внутреннее пространство — интерьер, размещение комнат, планировку, — комментирует замысел архитектор. — У нас наоборот, мы пошли изнутри наружу. Сначала продумали все комнаты по их функционалу, их расположению по сторонам света, их пропорциям. И потом уже вышли на общее решение архитектуры. Поэтому каждая комната не случайна. Сначала продумали, сколько человек будет здесь жить, кому какие комнаты хотим выделить. У старшей дочки и у меня есть мастерские, потому что мы художники. Большая гостиная, так как мы любим принимать гостей и у нас большая семья. Атриум — треугольный, потому что мы хотели максимально захватить ход света: в дом попадают лучи и восточного, и южного, и западного солнца. Бетонное напольное покрытие продолжается в ландшафте, в котором мы использовали этот же материал».
«Наш ландшафт — это звено, которое объединяет интерьер и архитектуру дома с окружающей природой. Рукотворное мы максимально интегрировали в существующую природу, чтобы ландшафт получился природным, естественным. Использовали неяркие оттенки посадок, основной цвет — зеленый. Очень любим злаки — они здесь повсеместно», — рассказывает Артемий.
Вид на террасу со стороны сада.
«При разработке ландшафтного проекта мы поставили в приоритет потребности человека, каждого члена семьи, — продолжает Артемий. — В нашем случае большая детская площадка обозревается и с кухни, и с террасы. Расположив рядом две обеденные зоны (уличную и домашнюю), мы добились того, что сервировать стол на террасе стало удобнее и быстрее. В свою очередь, мангальную и костровую отнесли немного подальше, учитывая при этом розу ветров и соседние дома, чтобы предотвратить попадание запаха дыма внутрь. Таким образом нам удалось спланировать сад как продолжение дома, функционального и эргономичного места для жизни и отдыха».
«Терраса расположена максимально близко к кухне, — говорит Артемий Шаронов. — Это удобно, потому что на участке не приходится держать вторую кухню и при этом всё быстро сервируется и убирается. Мы легко передвигаемся из дома в сад. Хотим завтракать в доме — завтракаем в доме, хотим завтракать в саду — завтракаем на природе. Не приходится собирать тридцать пять ложек и нести их куда-нибудь в беседку. Мы специально спроектировали кухню и террасу рядом, чтобы было максимально удобно всё сервировать и убирать — у нас большая семья».
Тематическое растение сада — это щучка. Домочадцы любят воду, но так как в семье маленькие дети, архитектор пошел на компромисс — в саду вместо пруда установили бетонные чаши с водой.
«Ландшафт решен таким образом, что видовая панорама на лес открывается через стеклянный атриум из кухни-гостиной, и она же — продолжение террасы, тот же самый вид, — говорит автор проекта. — Наш участок — как театральная сцена, и мы — зрители. Есть определенная кулисность: первый план, второй и третий. Есть сценическая глубина в ландшафте, есть ключевые видовые точки. И эта глубина потихоньку сливается с лесом, в который мы интегрировали и дом, и ландшафт. Не спилили ни одной сосны, когда переехали на этот участок — мы относимся с большим уважением к окружающей нас природе».
Сердце дома — просторная гостиная площадью 75 кв. м и потолками высотой 7,5 м. Пространство условно разделено на несколько функциональных зон: кухню, столовую и гостиную, отделенную стеллажами с декором. Столовая расположена в углу эркера, из которого раскрывается панорамный вид на сад, что делает семейные обеды и ужины особенно атмосферными. В гостиную выходит и балкон второго света, на котором оборудовано рабочее место архитектора.
На балконе организовано рабочее место. Ковер Abstract Light Blue, напольный светильник Vista, KARE. Кресло Cheerio Yellow, Teak House. Письменный стол, Twist 125.
Внутреннее пространство организовано таким образом, что в нем отсутствуют узкие коридоры. Ширина главного коридора — 3 метра. Потолок оформлен паркетной доской, что делает его более эффектным, продолжая природную тему в интерьере.
Вид на гостиную из прихожей-коридора. «Дом создавался для большой многодетной семьи, у нас три девочки, — замечает Артемий. — Есть собака, кошки. Поэтому все должно быть максимально просторно, удобно, эргономично, функционально и детеустойчиво. Отсюда практичные материалы: кирпич, бетон, натуральное дерево».
Еще одна отличительная черта интерьера — двери. Разные по стилю и характеру, их объединяет одинаковая высота — 2, 40 метра. «У меня есть хобби достойное архитектора, я коллекционирую двери!», — замечает Артемий. Украшение входной зоны — подвесные двери-купе итальянского бренда Longhi со вставками из натурального оникса, играющего на просвет. Картины Нелли Супургибековой освещают змеевидные гибкие бра 6642 Mamba от Linea Light. Консоли, KARE. Деревянная консоль выполнена по индивидуальному проекту мастерской Woodandloft. На полу в прихожей — плитка с узором «гексагон», которая плавно перетекает в основное покрытие — микробетон. Кожаный пуф, Teak House.
Визуальная доминанта первого этажа — лестница, выполненная по индивидуальному проекту, которая словно парит воздухе. Бетонные ступени — с подогревом, чтобы было комфортно ходить, перила — стекленные. В центре расположено живое растение — филодендрон. Четкая жесткая геометрия лестницы поддерживает архитектурность большого светового окна, раскрывающегося в сад.
Вид их холла на лестницу. Консольные ступени выполнены из бетона, ограждение — из стекла. По задумке архитектора, панорамное окно в будущем заменит витраж.
На втором этаже расположены приватные помещения — спальни домочадцев со своими ванными комнатами. Уникальность главной спальни заключается в планировке. Помещение обустроено по принципу открытого пространства, между спальной зоной и ванной отсутствуют двери.
Спальня. Изголовье кровати, изготовленной на заказ, оформлено обоями от Affresco. Покрывало, подушки и постельное белье, Tkano. Прикроватные тумбы, Teak House. Пол выложен из палубной доски, потолок — реечный. На стене — картина-килим работы Нели Супургибековой.
К спальне примыкает ванная комната. Отсутствие дверей — главная особенность планировки в стиле Филиппа Старка. Торшер Scultra, KARE. Двери в гардеробную выполнены из экзотических пород дерева. Панорамные окна позволяют наслаждаться видом природы, релаксируя в ванне (Roca) после тяжелых будней.
В ванной комнате при главной спальне сочетаются микробетон и плитка под оникс фабрики Rex. Тумба под раковину, раковина, зеркало, Roca Armani.
Главные герои — мебель и предметы декора. «Именно поэтому интерьер выполнен в лаконичном стиле, использована спокойная цветовая гамма, подчеркивающая всю красоту вещей, — объясняет автор. — В доме много разных предметов, привезенных из путешествий: маски, статуэтки... Чтобы все это играло, находило свое место и красиво выглядело, мы подчинили интерьер этим предметам. Серый инертный микробетон на полу, серые и кирпичные стены подчеркивают красоту вещей, которые очень важны для всех нас».
Необычный арт-объект в интерьере — мотоцикл. В межсезонье архитектор использует его в качестве декора, а летом — по прямому назначению. «Вместо гаража мотоцикл ставится в интерьер и становится его украшением, благо, площадь позволяет», — объясняет автор проекта.
«Гостевой санузел на первом этаже создавался как некое музейное пространство, поэтому здесь царит полумрак, чтобы весь акцент приходился на предмет современного дизайна — прозрачный смеситель Филиппа Старка, который называется Starck V. Все здесь подчинено эстетике этого предмета современного искусства — раковина из окаменелого дерева возрастом 150 млн лет (она застала еще эру динозавров), черная глянцевая плитка от Porcelanosa, черная сантехника, микробетон на полу», — объясняет автор проекта. Зеркало, Woodandloft.
Творческое кредо архитектора: «Пространство само знает, каким оно хочет стать, его стоит только услышать». И этот проект — наглядное тому подтверждение. «Концепция «Дизайна загородной жизни», объединяющая интерьер, архитектуру и ландшафт в единое пространство, была по достоинству оценена коллегами и жюри международного конкурса ADD Awards и удостоена первого места в концептуальной номинации, — заканчивает рассказ автор проекта. — А в ноябре этого года мы стали победителями и обладателями золотой статуэтки «Золотой Трезини-2024» в номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома».
Планировка первого этажа.
Планировка второго этажа.