Ты - мой заказчик, я - твой архитектор

квартира общей площадью 89 м2 Эдуард Забуга

Дата публикации 01.05.2001

Текст: Василий Лифанов

Фото: Никита Рыбаков

Автор проекта: Эдуард Забуга
Алексей Черняев

Журнал: N5 (21) 1998

Отгадайте загадку: чем отличается "раскрученный" архитектор от нераскрученного"? Правильный ответ: заказчиком. Точнее - его естественным отбором Потому что, во-первых, люди обращаются к такому архитектору по рекомендации. То есть они уже представляют себе, каким "почерком" будет "написан" их интерьер. Во-вторых, такой архитектор может перенаправить клиентов к своим коллегам, если поймет, что людям нужно иное - не близкое и не родное. И это правильно: все должны понравиться друг другу. Иначе интерьер будет рождаться с натугой и кряхтя. А так - легко и насвистывая. С таким "младенцем" приятно общаться. Он здоров и умен не по годам. И, естественно, архитектор доволен этим обстоятельством. И заказчики довольны. Доволен и журналист, и фотограф. Довольны читатели. Ну чем не счастливая судьба? И чем это вступление - не счастливое начало? Все так и было, как описано выше. Краткая история знакомства Будущие заказчики - общение с бывшими клиентами архитектора - знакомство с их интерьерами - рекомендации - встреча с архитектором - беседа - решение: вы - мои заказчики, я - ваш архитектор. Кто они, наши заказчики? Он - бизнесмен, она - жена бизнесмена. Оба молоды, около тридцати. Заказчики понравились архитектору. Чем? Архитектор понял, что эти люди имеют вкус. От природы. Но - абсолютно несформированный. Иными словами, отсутствовала внутренняя шкала, сверившись с которой, они могли бы удостовериться, что понравившееся им - правильно. Но это так, к слову. Еще архитектору понравилось, что заказчики - народ абсолютно не упертый. Не обремененный, так сказать, грузом стилистических шаблонов и репликами "хочу, чтобы было так, а не иначе!" В общем, они оказались очень гибкими людьми, которые широко смотрят на мир и охотно осваивают новую информацию. И внимательно слушают архитектора, доверяясь и обучаясь. Вдобавок архитектору были близки пожелания его клиентов. Какие пожелания сформулировали сами заказчики? Заказчики хотели сделать городскую квартиру - современную, классную, штучную. Но - без лишних наворотов и агрессии. Чтобы все было в ней очень спокойно, чисто и пусто. И максимально просторно. И светло. Заказчики хотели иметь вместительный шкаф для одежды - ее у них много. Они желали заполучить кабинет, он же гостевая комната, а в будущем - детская. Еще они жаждали располагать "хранилками" для предметов, нужных эпизодически. При этом говорили архитектору: мол, мы понимаем, что антресоли как таковые - это глупо. Отсюда вывод: им были интересны емкости иной природы. И они их заполучили. Да, одно из осознанных требований заказчиков касалось объединения кухни, обеденной зоны и гостиной. "Квартира у нас небольшая, и хотелось бы ощущать в ней максимум воздуха", - такие были слова. У каждого клиента есть свои особенности. Что же в данном случае подметил архитектор и - неявным порядком - реализовал в интерьере? Требовалось найти оптимальную степень театральности, декоративности и демонстративности интерьера. В процессе общения стало ясно: для заказчика квартира и вся жизнь - некий подиум, демонстрация себя. Интерьер - это оболочка, где можно красиво принять друзей. И - неспешно попивать кьянти. Следовательно, толика театральности в интерьере уместна, она в стиле этих людей. Отсюда - керамический гранит, в котором все отражено зеркально. И зеркала, в которых хозяйка может себя видеть и анфас, и в профиль, и со спины. И динамичные контрасты: яркие пятна - картина, обивка дивана - на общем спокойно-прохладном фоне. Прохладные серо-синие тона пола, дальней стены, кухни тоже появились не зря. И алюминий - тоже. "Остужая" тона дерева, камня, пробки и контрастируя с цветовыми акцентами обстановки, они создают атмосферу, очень похожую на характер самих заказчиков. Ибо когда общаешься с ними в первый раз, у тебя впечатление: компанейские ребята, у которых все о'кей. А когда в это общение погружаешься, понимаешь: за о'кей - холод спокойствия и рассудочности. Квартира готова. Как сами заказчики оценивают результат? Им нравится. Вместе с тем они знают, что этот интерьер не для всех. Многие друзья и знакомые живут совсем иначе - в квартирах с обоями, колоннами, с могучими диванами и креслами. Хотя круг тот же: бизнесмены и их жены. И, естественно, хозяевам пришлось постоянно им объяснять, почему здесь все так, а не иначе. Это рождало у хозяев вопросы: странно, нам нравится, нас радует, а друзья и знакомые не понимают... Но уверенность в правильности пути у заказчиков все-таки появилась. Очень просто - в прошлом году они съездили в Австралию, оказались в австралийской "продвинутой" среде. И увидели, что все там живут именно так, как они. Убедились, что обнаженная бетонная полка, алюминий, фанера - это абсолютно нормально. И что до понимания этого стиля - современного, неспешного и в то же время динамичного - в России многие пока еще просто не дозрели. Итак, после Австралии у заказчиков появилась окончательная уверенность в своей правоте. И они уже сами, без помощи архитектора, начали подбирать в интерьер какие-то вещи. И друзья тоже стали понимать эту игру - подарили оранжевую вазу, оранжевые покрывала... Новая планировка квартиры - по каким принципам она создавалась? Прежде всего - дом. Он позволял сделать перепланировку. Ибо имеет три несущих стены, а не больше. Но... Перепланировка последовала не кардинальная. Зачем? Достаточно было уничтожить ненавистную коридорную систему, расширить санузел, кухню объединить с гостиной, а гостиную увеличить за счет балкона - и уже хорошо! Пространство интерьера начало раскрываться навстречу простору и воздуху. Требовалось лишь помочь ему в этом. Но как? В первую очередь, выстраиванием "чистой" диагонали. Ничем не загороженная диагональ - это оптимальный способ визуального увеличения пространства. Теперь уже от входной двери, сквозь проем, видно дальнюю точку помещения - кухню. Обратясь к плану до и после, видишь, что перепланировкой все внутренние стены превращены в отдельные "пластины". Помимо осуществления зонирования они еще и направляют свет от окон - вглубь интерьера. А за счет стеклянной вставки в стене свет из кухни запускается также в ванную и далее, сквозь дверь санузла, где тоже есть стекло, в спальню. Тут он встречается со светом, входящим в интерьер с другой стороны дома. Пространство интерьера раскрывается еще больше - вплоть до полной распахнутости. Двери-перегородки, сдвигающиеся вбок, тоже, кстати, уничтожают ощущение замкнутости помещений. Теперь взглянем на план после реконструкции. Вид сверху. Продольная нарезка пространства стенными пластинами сочетается с нишами. В принципе, ниши дают прекрасный повод убрать в них что-то и сделать какой-либо предмет частью пространства. Чтобы не выпирал нагло из стены... Особенно это касается вещей, которые должны присутствовать в любом интерьере. Например, телевизора. С точки зрения архитектуры, ниши в гостиной, спальне и кабинете заставляют стены "дышать". Однако заставив пространство "дышать" в горизонтальной плоскости, нужно его заставить "дышать" и по вертикали. Поэтому была введена игра уровней. В игре принимают участие: - два подиума из бука (один "играет" за гостиную, другой - за спальню), - две полки (одна, бетонная, - за гостиную, вторая, стеклянная, - за спальню), - фальш-потолки (в гостиной и кабинете)... Тему перетекания пространства поддерживают и зеркала в прихожей и, там же, алюминиевая "обивка" стеновой "пластины". Как в новой планировке чувствует себя мебель? Прекрасно. Можно сказать, что она заодно с архитектурой. Кухня "Бульхауп" органично вписывается в серо-синюю тему квартиры. В спальне кровать просто становится частью подиума, и ее как объекта вообще нет. Отдельная тема - мебель, сделанная командой архитектора на заказ. Она абсолютно вписана в интерьер. И является л