ТЯНИВА - японский чайный сад

Чайный сад - одна из традиционных составляющих "японской чайной церемонии", принципы которой учат видеть красоту в обыденном, прекрасное - в малом

Дата публикации 01.07.2001

Текст и фото: Александр Соболев

Журнал: N9 (43) 2000

Словосочетание "японская чайная церемония" стало для нас понятием почти нарицательным, означающим незыблемость и одновременно загадочность чего-либо. Одна из традиционных составляющих этого таинства - чайный сад, который своим устройством и атрибутикой поддерживает ауру самобытности и уникальности происходящего в нем действа. Традиция окружать чайный домик садом появилась в середине XVI века, когда были "разработаны и утверждены" основные принципы чаепития, ставшие своего рода системой отдыха от будничных забот. Они учили видеть красоту в обыденном, прекрасное - в малом, осознавать ценность всего, что выпадает на долю человека. А сад должен был способствовать созданию особого настроения, без которого церемония потеряла бы смысл. Итак, через небольшие ворота с крышей войдем в чайный сад, ступая по дорожке из широких камней, расстояния между которыми соразмерны неспешному шагу человека. Со стороны главного входа и вдоль дороги территорию закрывает от посторонних глаз сплошной забор из бамбука. В первой половине сада предусмотрено место для ожидания - лавка с навесом. В отличие от входных ворот она имеет совсем простую конструкцию: у столбов и перекладин гладкие, подчеркнуто ровные поверхности, задняя и боковые стенки сделаны глухими, чтобы ничто не выводило посетителей из медитативного состояния. Здесь можно поразмышлять над мудрыми изречениями, выбитыми на нескольких строгих гранитных стелах. Здесь же хозяева встречают своих гостей и проводят их через легкую сетчатую калитку в решетчатой оградке "Етсуме". Контрастный цвет черненых столбиков мягко подчеркивает границу новой зоны. Далее расположен камень-колодец "цукубаи", в его углубление стекает чистейшая вода для омовения рук и полоскания рта. Освещает этот уютный уголок каменный фонарь, а ограничивает и украшает его плетеная ограда в стиле "Коецу-джи". Ее мощный гнутый брус, словно боевой лук, натягивает "тетиву" созерцания. Пока посетители занимаются омовением, хозяин закрывает калитку и кладет с ее наружной стороны небольшой фактурный окатыш, перевязанный крест-накрест сезалем. Это означает, что двери заперты, и чайная церемония началась. В этом саду для церемонии вместо чайного домика под кронами трех деревьев устроена открытая площадка стандартного размера - 4,5 мата татами (примерно 8 квадратных метров). Но прежде чем ступить на нее, надо по традиции опустить в лунку на углу площадки, прямо у тропки, красивый, заранее припасенный вами камешек. Он будет символизировать ваше присутствие в саду среди других участников и последователей Мастера чайной церемонии. Его, в свою очередь, символизирует единственный имеющийся здесь большой камень. Еще на одном возвышении перед плетеной преградой расставляют все необходимые принадлежности и благовония. Напротив - источник питьевой воды для приготовления свежего чая. Гости сидят, удобно устроившись на матах-татами, неспешно пьют из маленьких керамических чашек ароматный целительный напиток. Прямо над головами, в кроне сосны подвешен серебряный колокольчик. И когда дует едва приметный ветерок, украшенный иероглифами со стихами тонкий фолиант с кисточками раскачивает язычок колокольчика и как бы вплетает в косичку приятного разговора цветную ленточку. По рекомендации хозяина-мастера чайной церемонии или по желанию самого гостя, последний может сделать небольшую паузу и погулять в "Каре-сансуи" - сухом ландшафтном саду по соседству. Прямо от подиума к нему ведет небольшая тропка, выложенная из колотых необработанных камней. Кроме музыкального перезвона колокольчика и журчания воды в источнике, тишину через равные промежутки времени нарушает стук полого дерева о камень. Это так называемое орудие против диких животных, представляющее собой источник, в котором вода, текущая по бамбуковой штанге, ровной струйкой наполняет толстое бамбуковое коромысло. Когда один конец перевешивает, коромысло наклоняется, выливая воду в гальку, и тот, падая в исходное положение, громко ударяет по камню. Предполагаемые животные, оказавшиеся поблизости, должны в испуге бежать от этого места подальше. Перспектива длинной дорожки с мозаичной отмосткой, контрастные вкрапления камня правильной формы, длинный забор "Риан-джи" - все это постепенно возвращает умиротворенного и успокоенного посетителя в привычную для него деловую городскую атмосферу. А суетные мысли и заботы как мелкий серый гравий остаются по сторонам дорожки. Сеанс релаксации закончен. Но сюда всегда можно вернуться, если вновь захочется отдохнуть от самого себя.