Тысяча и одна ночь

Особняк на берегу Босфора. Органичное сочетание различных элементов восточной и западной культур в архитектуре и интерьерах

Дата публикации 01.07.2001

Материалы: - (c) Henry Wilson

Текст: Мария Коляскина

Журнал: N2 (58) 2002

Yali в переводе с турецкого означает "дом у воды". Окна этого старинного здания с трех сторон выходят на Босфор, так что свое название особняк вполне оправдывает. Нынешняя хозяйка "Яли" - Райа Мокан, дизайнер по интерьеру. Предок Райи, посол Османской империи в Вене Фети Ахмед Паша, построил этот дом на берегах Босфора в 1750 году. Несмотря на то что к настоящему времени сохранилось меньше половины от первоначальной конструкции (здание сильно пострадало от пожара в 1920-е годы), "Яли" и сейчас производит внушительное впечатление От постройки середины XVIII века осталось двадцать два помещения, в том числе пять комнат для рисования и большая мраморная столовая. В этом доме Райа провела свое детство, и здесь же был воплощен ее самый масштабный, пожалуй, творческий проект. По словам дизайнера, интерьер в доме не менялся на протяжении многих лет. Темная тяжелая мебель в викторианском стиле, парчовые портьеры с кистями... Здесь величественная и несколько мрачноватая атмосфера. Райа решила высветлить и несколько "омолодить" интерьер, не меняя кардинально его характера. Непосредственной работе дизайнера предшествовало серьезное изучение "первоисточников", погружение в атмосферу Османской империи XVIII века. В то время венецианская, австрийская, французская и английская традиции встретились на "перекрестке культур" - Великом шелковом пути, образовав довольно причудливое сочетание, получившее название Bon Pour L'Orient. Этот стиль представляет собой органичное сочетание различных элементов восточной и западной культур XVIII-XIX веков. По словам нынешней хозяйки, такое "сплетение" востока и запада оказало серьезное влияние не только на архитектурные особенности особняка: под знаком такой "интернациональности" проходит и сама жизнь Райи. Двадцать семь лет назад, будучи еще совсем юной, Райа Мокан впервые приехала из Турции в Англию. С тех пор постоянные переезды из Лондона в Париж, из Парижа в Стамбул и обратно, одновременное существование в нескольких культурах стало для нее вполне привычным и обыденным делом. Поэтому смешанная стилистика в интерьере особняка вполне соответствует не только давней традиции, но и характеру его владелицы. В каждом старинном здании есть некая доля таинственности и какой-то почти мистической притягательности. Эту магию старины можно ощутить сполна, подходя к "Яли" на яхте или обыкновенном катере со стороны Босфора. Великолепный старинный особняк карамельно-розового цвета с простыми белыми ставнями очаровывает с первого взгляда: наверное, именно такой дом построил бы капитан Грей для своей преданной Ассоль. С одной стороны фасад украшает высокий портик со стройными колоннами. Одно из любимых занятий обитателей дома - расположиться на веранде в тени старинной колоннады и наблюдать за изящными яхтами и тяжелыми торговыми судами, бороздящими воды великого пролива. Райа вспоминает, что в детстве она мечтала стать знаменитой путешественницей. И однажды, взяв без спроса отцовскую лодку, отправилась... в Россию! "Морская полиция поймала меня уже у выхода в Черное море, все домашние были в панике, и мне сильно досталось, - рассказывает Райа. - Однако какая-то авантюрная жилка, жажда приключений жива во мне до сих пор. И к "Яли" я отношусь как к своеобразному путешествию - путешествию во времени. Я не хочу, чтобы дом выглядел как музей, в котором пылятся всеми забытые экспонаты. Для меня важно, чтобы каждая вещь нашла свое место: вещами нужно пользоваться. Подумайте сами: это действительно увлекательно - жить в доме, полном старинных предметов. У каждого есть своя история, своя тайна". Именно в этом ключе и был решен современный интерьер поместья "Яли". С открытой террасы, на которой гостеприимно расположились простые деревянные столы и стулья, высокие стеклянные двери ведут на парадную лестницу дома. Здесь словно проходит граница между изысканной внешней простотой особняка и его пышным внутренним убранством. Стоит только коснуться рукой золоченых резных перил, и начинает казаться, что вы из урбанистического и прагматичного XXI века попали в мир сказок "Тысячи и одной ночи", где возможны удивительные чудеса и самые невероятные приключения. Над головой - высокие лепные потолки, украшенные богатой венецианской росписью. Полы устланы мягкими коврами, собранными со всех концов света. Они радуют глаз самыми различными расцветками и орнаментами. Рассказывая о своем интерьере, Райа замечает: "Я турчанка, и мне нравится играть с художественными традициями разных культур, смешивать их так же, как это делали в старину". В самом деле, каждая комната в доме - дань какому-либо стилю, определенной эпохе. Здесь искусство Франции XIX века причудливо переплетается с венецианскими росписями середины XVIII, а антикварный китайский фарфор чудесно уживается с изысканными турецкими коврами ручной работы. Открытая столовая декорирована светлым мрамором различных пород, материалом, являющимся своего рода визитной карточкой людей солидных и основательных. Визуальный центр столовой - большой мраморный фонтан, расположенный возле одной из стен. Его мелодичное журчание, как и в прежние времена, сопровождает неторопливую застольную беседу. Постаменты со старинными статуэтками, резной венецианский буфет ручной работы, антикварные изразцы - все создает ощущение добротности и комфорта "по первому классу". Богемское стекло и византийская бронза, отражая последние лучи заходящего солнца, довершают это впечатление. Большая желтая гостиная оформлена в более легкомысленном стиле французской империи. Портьеры из жатого желтого шелка пропускают в помещение веселый дневной свет, мебель в стиле Наполеона III, диванные подушки, разбросанные в художественном беспорядке там и тут, множество различных безделушек, вазы с цветами - все создает легкую и непринужденную атмосферу. В спальнях доминирует стиль "старой доброй Англии". Стены, обшитые розовым ситцем, ситцевые занавески в цветочек, изящные скатерти на небольших круглых столиках - здесь царят патриархальный уют и покой. При кажущейся небрежности, будуарности интерьера все продумано до мелочей: нож для разрезания писем, рамки со старинными фотографиями - каждая деталь говорит об очень вдумчивом и трогательном отношении хозяйки к этому дому, ко всем вещам, хорошо знакомым ей с раннего детства. Все современные детали и аксессуары, встречающиеся в доме, играют скромную вспомогательную роль, лишь создают спокойный фон, не выдвигаясь на первый план. Дом дизайнера Райи Мокан напоминает таинственный мир, о котором, наверное, каждый из нас мечтал, когда был маленьким. Мир, населенный чудесными благоухающими цветами и экзотическими птицами. Немного фантазии - и перед вами предстанет прекрасная Шахерезада, нашептывающая свои волшебные сказки деспотичному султану.