Тысяча отражений города
двухуровневая квартира общей площадью 340 м2 (Санкт-Петербург) Варвара Климова
В этой квартире городской пейзаж стал полноценной частью интерьера. Из окон виден Летний сад, девять пестрых глав Спаса на Крови, летящий ангел на золоченом шпиле Петропавловского собора, а сквозь стеклянную прозрачную крышу ярко сияет солнце
Было время, когда архитектор защищал интерьер от вторжения реальности, занавешивая окна тяжелыми портьерами. Идеолог классицизма архитектор Франсуа Блондель, возглавлявший парижскую Академию архитектуры, призывал современников вообще отказаться "от дурацкой манеры сверлить окна". Современные интерьеры, напротив, "открыты всем ветрам". В наши дни пейзаж за окном обладает самостоятельной ценностью, это своеобразная "добавленная стоимость". Квартира "с видом" и квартира без оного - это две большие разницы. Разумеется, основные изменения происходили именно в той части квартиры, которая смотрит на город. Хозяевам хотелось, чтобы в гостиной было просторно, чтобы комната стала своего рода смотровой площадкой, откуда как на ладони виден весь город. "Мне хотелось, чтобы широкое окно, которое появилось в торцевой стене, стало рамой для городского пейзажа", - признается автор проекта. Еще одной гигантской рамой (уже для "произведений абстрактной живописи") стал проем в крыше, через который видно небо.
Убирая лишние стены, архитектор объединила три среднего размера комнаты в одну большую и "выдвинула" кухню за пределы несущих стен (теперь она располагается на месте коридора). Стандартный вариант "гостиная+кухня" для квартиры не подходил (ведь в этой формуле два равнозначных элемента, а нужно было, чтобы кухня не нарушала общую концепцию "смотровой площадки"), поэтому кухне пришлось потесниться, отойти на второй план, превратиться в функциональный, не более того, сегмент гостиной, лишь символически отгороженный небольшой барной стойкой.
Китайский мудрец утверждал, что "дом строится из стен с окнами и дверями, но именно пустота в нем составляет суть дома". В этой гостиной пустота абсолютно оправданна, она словно аккумулирует в себе городской пейзаж за окном, дает ощущение простора и свободы. Эта гостиная предельно открыта, предельно прозрачна, она, употребляя любимое слово другого великого поклонника пустоты, "эфирна". Ощущение эфирности, прозрачности, призрачности усиливается благодаря многочисленным стеклянным поверхностям. Когда поднимаешься по лестнице на второй этаж, вдруг возникает ощущение, что оказался внутри фотоаппарата. Сверху - застекленная крыша, прямо перед тобой - прозрачная дверь, ведущая на балкон. Справа - стеклянные панели, отделяющие спортзал от просторного атриума, и зеркальная стена, за которой находится детская. А слева - еще одна зеркальная стена, в которой отражается все вышеперечисленное. Стеклянные панели, словно зеркала фотоаппарата, ловят отражения друг друга, изменяя пейзаж за окном, сдвигая и раздвигая стены квартиры. Стоит встать чуть левее или правее, и ты увидишь все тебя окружающее в новом, совершенно неожиданном ракурсе. По ту сторону зеркальных стен, под скошенным потолком мансарды находится "приватная зона": детские, спальня хозяев, гардероб. Здесь, на втором этаже, можно уединиться, отдохнуть от "огней большого города", посидеть в тишине глядя на голубое небо и подумать о чем-нибудь своем, не отвлекаясь на пейзаж за окном.
Варвара Климова:
"Я не делала квартиру в стиле конструктивизма или минимализма, для меня главным словом было - "функциональность". В результате получилось открытое пространство, где легко дышится, где ощущаешь себя свободным человеком. Ты объединен с городом, он словно проникает в квартиру через окна."