У королевы у английской...
Кларенс-хаус - дом, воплотивший в интерьере и дизайне вкусы и увлечения своей хозяйки - английской королевы-матери
История этого дома уходит в глубокое прошлое. В 1604 г. король Англии Иаков I передал здание больницы Святого Иакова принцу Уэльскому, и с тех пор Кларенс-хаус стал резиденцией членов королевской семьи. С течением времени дом несколько раз реставрировался, но благодаря строгости вкуса удалось избежать эклектичности. Выдержанный в классическом стиле, дворец приобрел также некоторые черты викторианской эпохи, отражая самый дух английской аристократии. В XIX веке именно Кларенс-хаус, а не Букингемский дворец стал символом английской монархии.
Дворец назван по имени герцога Кларенса, который остался жить в нем даже после того, как стал королем Вильямом IV. Известный архитектор Джон Нэш существенно перестроил дворец в конце 1820-х гг. С 1953 г. здесь проживала королева-мать.
Она родилась с серебряной ложкой во рту и никогда не забывала об этом. Она была ровесницей ХХ века и стала знаковой фигурой не только для своего народа, но и для всего мира. Она не уехала из Лондона во время Второй мировой войны и пережила непрерывные бомбежки города вместе с его жителями. Гитлер назвал ее самой опасной женщиной в Европе - так сильно она вдохновляла людей на борьбу с фашизмом. Она родила двух дочерей, одна из которых стала королевой Англии. После смерти мужа она предпочла остаться в статусе королевы-матери, а не королевы-вдовы. Она была почетным членом благотворительных обществ, и ее доброта осталась в памяти, а ее справедливость и мудрость не знали границ. Она увлекалась лошадиными бегами и была известной коннозаводчицей. Она любила жизнь даже тогда, когда силы покидали ее. Историк Давид Старки назвал ее "стальной магнолией Англии".
После смерти мужа, короля Георга VI, королева-мать приняла решение поселиться в Кларенс-хаусе. С этого момента ее жизнь стала другой, а дом воплотил в интерьере и дизайне вкусы и увлечения своей новой хозяйки. Безусловно, при таком множестве гостиных, спален, огромной библиотеке, хорошо оборудованной кухне, бессчетном количестве комнат для прислуги этот дворец трудно назвать маленьким, но Кларенс-хаус, конечно, уступает в размерах Букингемскому дворцу.
Вся обстановка и атмосфера в доме были подчинены скорее идее практичности, нежели роскоши.
Любимая гостиная королевы-матери в строгом викторианском стиле и в классицистической цветовой гамме поражала гостей уютом и теплотой. Камин, отделанный плиткой XVIII века, гармонично вписывался в единое стилевое пространство. Более сильный акцент сделан на живописи. Королева-мать была страстным коллекционером и тонким ценителем изобразительного искусства самых разных направлений - от XVIII, XIX века до английских импрессионистов и Моне, и поэтому почти в каждой комнате висят картины. Тяжелые золоченые рамы, пожалуй, единственное, что несколько претенциозно намекало на роскошь. И еще зеркала, отражающие множество светильников. Большая хрустальная люстра, по-царски раскинувшаяся бесчисленными стилизованными свечами под потолком, традиционно подчеркивала респектабельность владелицы дома. Королева-мать любила давать обеды и считала цифру 14 самым оптимальным числом для приглашенных. Она тщательно составляла список гостей, не боясь смешивать их интересы, взгляды и положения в обществе.
Священник за ее столом соседствовал с министром или художником. Выбор изысканных вин и цветов оставался приоритетом хозяйки. Дом был всегда наполнен запахом цветов, они висели на стенах, подобно вертикально расположенным садам.
В кабинете королевы-матери множество призов, которые напоминали ей о выигрышах ее собственных лошадей на скачках. На застекленных стеллажах размещена чудесная коллекция фарфора - еще одно увлечение "бабушки" английской монархии.
Она коллекционировала личные вещи, оставляя себе на память милые сердцу безделушки. Многочисленные столики и тумбочки уставлены фотографиями детей, внуков и правнуков. Она была сентиментальна и не боялась открыто это проявлять.
Кларенс-хаус всегда был достопримечательностью Лондона. Но после смерти королевы-матери он приобрел особое значение: ушла целая эпоха в жизни англичан, и, возможно, уже никто не сможет так естественно, по-королевски, почувствовать себя в этих гостиных и залах.