Урок английского
дом общей площадью 1180 м2
Автор проекта Петр Генерозов: «В целом дом выполнен в духе английской классики. Так хотел владелец—русский англоман. Расхожее представление об английском особняке—«мой дом—моя крепость», этакий хмурый средневековый замок—для нашей страны абсолютная экзотика. Но, если окунуться в историческую ретроспективу, станет ясно, что именно английский классицизм оказал в своё время определяющее влияние на классицизм русский—от необычайно популярного в России британского пейзажного парка до дизайна мебели. Искусство Туманного Альбиона оказалось близким нам во многом потому, что в нём нашлось всё: и строгость вместе с обаянием традиции, и эмоциональность, и имперское величие, и уют, и тонкая поэтичность. Многое из исконно «английского» на самом деле уже давно «русское». Работая над декоративным решением фасадов, я принципиально не ориентировался на какой-то конкретный образец, а исходил из своего внутреннего ощущения классики, образной символики английского дома, а также ландшафтного окружения, духа места»
Загородная усадьба занимает участок площадью около 80 соток на лесной опушке и состоит из основного дома, служебного корпуса и охотничьего флигеля, а также парадного двора и садовой зоны с прогулочными дорожками. Особенность проектирования парковой части состояла в том, что заказчик потребовал при прокладке дороги для автомашин сохранить все существовавшие там сосны. «Английский дом—это дом на газоне,—рассказывает автор проекта Пётр Генерозов.— В процессе озеленения я старался подойти к этому идеалу как можно ближе. Дело в том, что кирпичные коробки с крышами из натуральной черепицы были возведены ещё до реконструкции. Нужно было обмерить их заново и заняться благоустройством и созданием декора фасадов с чистого листа. При их реконструкции пришлось изменить конфигурацию оконных и дверных проёмов, срезать балкон у служебного корпуса, возвести новые крылечки и террасы, нарастить дымоходные трубы. Также к главному объёму было пристроено отдельное здание бассейна».
В основе образного решения проекта лежит наше, русское понимание европеизма как прямого погружения в сказку. Образ английского дома среди русских берёз и сосен недвусмысленно отсылает к фэнтези. «Сказочность» построек особенно проступает зимой, когда на крышах лежит снег,—поясняет Пётр.—Это мне напоминает иллюстрации из детских книжек—этакий дом из страны Нарнии». Архитектурный образ выстраивается при помощи стилизации—использования элементов традиционного фахверка, выделения фронтонов и рам, изразцовых филёнок, полутораметровых каменных кронштейнов, которые визуально поддерживают нависающий третий этаж в углах эркеров на главном фасаде основного здания. «Упомянутые детали—продукт стилизации в чистом виде,—комментирует автор.—Вообще, стиль—система открытая и текучая, испытывающая множество влияний. Это индивидуальный стиль архитектора, национальные и локальные мотивы, черты конкретной эпохи. В облике фасадов, как мне представляется, есть ощущение раннего романтического модерна. Но без прямых цитат, а на уровне материалов, прежде всего керамических изразцов».
Логика планировки главного дома проста и понятна. Первый этаж отведён под парадную зону (холл, галерею, гостиную, столовую) и кабинет владельца. Зона отдыха, включающая бильярдную, спа и бассейн, расположена в пристроенном объёме. На втором этаже находятся приватные помещения, блоки детских и гостевых спален. Третий этаж, решённый в этническом стиле, предназначен для проживания молодого человека. Интерьер выдержан в традициях английской классики. В качестве отделочных выбраны в основном натуральные материалы: камень и дерево. Объединяющим материалом стала древесина дуба, которая пошла на пол и на изготовление дверей, плинтусов, панелей и некоторых предметов мебели. Для создания внутреннего пространства автор использовал принцип эпохи классицизма, согласно которому отдельные комнаты или группы помещений решены в одном стиле, но декорированы по-разному и различаются цветовой гаммой, отделкой стен, рисунком штор и обивки мебели. Так возникает разнообразие зрительных впечатлений, и дом кажется более просторным, чем он есть на самом деле.