Урок истории

квартира в центре Москвы (92 м2) Евгений Полянцев, Екатерина Мовчан "Непринужденный" интерьер. Эклектичная стилистика квартиры - фрагменты, напоминающие о разных эпохах

Дата публикации 01.02.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Екатерина Беряльцева

Автор проекта: Александр Вышинский
Сергей Макушев
Екатерина Мовчан
Евгений Полянцев
Александр Белокопытов
Мария Серебряная

Журнал: N7 (52) 2001

Те, кто считает, что история вообще и история архитектуры в частности ничему не учит, глубоко заблуждаются. Учит, да еще как! Особенно интересные задачки она подкидывает тем, кто по долгу службы занимается в ее семинаре "Частный интерьер России конца XX - начала XXI веков". Речь, как вы уже, наверное, догадались, идет об архитекторах... ... а им приходится иногда ох как непросто! И дело тут вовсе не в привередливых заказчиках: в случае, о котором мы хотим рассказать, с ними как раз проблем не было. Задача тут состояла в другом: с помощью хитрых приемов и остроумных находок, известных тому, кто изучал историю архитектуры, исправить и замаскировать все "огрехи", доставшиеся новым хозяевам московской квартиры в наследство от проектировщиков и строителей "элитного", с точки зрения 1970-х, дома. А случай с домом в центре столицы был, прямо скажем, не из простых. Эксперты-конструкторы вынесли безжалостный приговор: несущие стены должны оставаться в неприкосновенности. И архитекторы начали действовать по принципу "от противного", который в данном случае звучит так: "Если нельзя ломать старые стены, значит, нужно строить новые!" В этой ситуации Евгений Полянцев и Екатерина Мовчан не только смогли показать, чему в истории архитектуры они отдают предпочтение, но и выразить свои взгляды на современный интерьер. А он, по словам авторов проекта, "... должен быть непринужденным". Очарование этой квартиры в том, что она лишена стилистической целостности, эклектична, отдельные ее фрагменты напоминают о разных эпохах. И геометрическим, и смысловым центром планировки стала ротонда, которая "держит" всю композицию. Эта архитектурная форма не только меняет пропорции помещения, заставляет забыть о пресловутой несущей стене, но и придает всему интерьеру торжественный характер. То, что ротонда - круглая, вы замечаете буквально на ходу, только когда находитесь внутри нее. Дело в том, что из любой комнаты видно не больше двух ее простенков, и полный круг просто не возникает в пространстве. Такие живописные приемы использовал в своих проектах великий итальянский архитектор XVI века Андреа Палладио, который весьма свободно обращался с классическими образцами. Вместо прямого коридора появилась идущая по диагонали волнообразная стена, которую автор проекта называет супрематической. Это уже из другой эпохи - конструктивизма начала XX века. Такой своего рода "исторический коллаж" решает все планировочные проблемы, хотя и создает определенный конфликт стилей и форм. На первый взгляд может показаться странным то, что архитекторы не спешат его сгладить. Наоборот, стараются удивить знатоков истории архитектуры, соединив несоединимое. Так, классические детали ротонды: порталы дверей, прямоугольные ниши-люкарны над ними и даже замковые камни - выполнены из неклассического материала - дерева. В спор с классикой вступает и выполненная на заказ мебель: ее формы четко геометричны, современны. Гармонично объединить несоединимое можно лишь с иронией: так и поступили авторы проекта. Они считают, что, "работая в современном интерьере, многие вещи нельзя делать всерьез", только тогда может получиться интересный результат, и все будет выглядеть естественно. Действительно, трудно серьезно относиться к классическим приемам и формам (без которых, конечно, иногда не обойтись!) на площади всего 92 кв.м. Так, например, чтобы зрительно расширить границы холла, архитекторы использовали зеркала, занимающие часть продольной стены. Или расположили двери в ротонде так, что от порога входящему открывается свободная перспектива - и пространство кажется просто огромным. Ирония в том, что такие архитектурные приемы, характерные для дворцового строительства, используются в современном интерьере, причем на весьма небольшой площади. Но этот второй - тайный - смысл открывается лишь посвященным... Для иных же это не более чем необычно организованное пространство. Но ведь всегда захватывает, когда не на все вопросы найдены ответы, не все до конца понятно... даже если перед нами - "интерьерная задача". В этом и есть главный урок истории.