В белом золоте
Заказчики пришли в «Архитектурное бюро Олега Клодта» по рекомендации своих друзей. Дом уже существовал, хозяева обратились за интерьером, но и сам внешний вид особняка тоже приобрёл в ходе работы более современный и стильный облик
Заказчики пришли в «Архитектурное бюро Олега Клодта» по рекомендации своих друзей. Дом уже существовал, хозяева обратились за интерьером, но и сам внешний
вид особняка тоже приобрёл в ходе работы более современный и стильный облик
Олег Клодт: «В любом проекте важны отношения архитектора с заказчиком. Взаимопонимание и доверие—вот на чём основаны наши лучшие работы. Именно так произошло здесь: многое складывалось на интуиции, на одинаковом понимании каких-то вещей. Результатом остались довольны все»
Анна Агапова: «Хозяйка—тонкая натура, чувствует стиль, оттенки цвета. Это позволило нам сыграть на нюансах, сделать светлый–светлый, почти белый интерьер, сияющий, как перламутр»
Олег Клодт не работает в какой-то единой стилевой манере. Те, кто знаком с его творчеством, понимают, о чём речь. Работы, выполненные почти за 20 лет практики, не выстраиваются в один ряд. Свой путь Клодт характеризует не как стиль, но как направление в сторону всё большей индивидуализации проекта. «Мои старания в этом смысле достигли апогея, и этот проект можно назвать сплошным индивидуальным изделием»,—признаётся архитектор. Сверхдетальность, авторская проработка почти каждого сантиметра площади (панелей, карнизов, дверных профилей), а также всех крупных и малых форм (от лестницы до деталей кухонной мебели), собственноручная отрисовка предметов мебели, светильников—всего не перечислить—этот авторский подход и есть базовый для клодтовского интерьера. В итоге получается тот самый продукт bespoke, который сейчас мы имеем честь видеть на фотографиях.
Заказчики купили дом в подмосковном посёлке с «псевдорайтовской», по оценке Клодта, архитектурой. В доме предстояло жить сразу нескольким поколениям семьи, так что количество приватных и служебных помещений было определено сразу. С эстетикой как раз чёткости быть не могло: её надо было нащупать интуитивно, постепенно. С самого начала клиенты говорили об ар–деко.
«Вроде отправная точка была ясна, но вы же понимаете, что, когда человек в наше время говорит об ар–деко, это очень далеко от исторического стиля и может означать что угодно по цвету, по фактурам, по настроению. Так что речь может идти только о мотивах, вариациях и в любом случае о сильно осовремененной версии. Тем более заказчица сразу сказала, что она хотела бы избежать ощущения ретро, нужен был современный интерьер,—замечает Олег Клодт.—Самое удивительное, что планировка во многом задала основную тему: когда я вошёл в дом, первое, что увидел,—это прямо перед входом большой проём в перекрытии между первым и вторым этажами. Вариантов не было, и главным декоративным акцентом по определению должна была стать парадная лестница. Сам бы я никогда так не сделал, если бы проектировал дом с нуля. Я бы увёл лестницу куда-нибудь вбок, например, но здесь всё было предопределено».
Благодаря лестнице отделился холл и обозначились остальные зоны: кухня, столовая, гостиная. Кроме расстановки мебели, никакими другими приёмами для зонирования пользоваться не пришлось: лестница, несущие колонны и пара специально возведённых колонн в зоне кухни оказались достаточным условием.
«Секрет этого интерьера в том, что он весь, от и до, рукодельный, заказной,—говорит архитектор.—Первое—это индивидуально решённые панели. Они здесь везде: мягкие из алькантары—в приватных помещениях и в гостиной зоне, традиционные гипсовые—в ряде помещений. Панели я очень люблю: с практической стороны они здорово помогают замаскировать шкафы, а с декоративной—придают ритмику стенам, создают нормальный человеческий масштаб больших, протяжённых поверхностей…» Другая излюбленная творческим тандемом Олега Клодта и Анны Агаповой тема—это тщательный подбор светильников. Если пространство пошло от лестницы, то весь предметный ряд в интерьере обусловлен появлением подлинной, антикварной люстры эпохи ар–деко. Приобретение огромного многоплафонного светильника в гостиную—целая история. За ней долго охотились по аукционам—и в нужный момент «взяли». Люстра стала центральным элементом и определила многие решения—и в мебели, и в отделке, и в цветовой гамме. «Большинство вещей делается интуитивно, не знаю почему, просто так получается,—говорит Олег Клодт.—Например, спиралевидный светильник над лестницей я не специально задумывал как некий перифраз к лестнице. Только потом увидел, что мы точно попали в форму».
Перед фотосъёмкой авторы проекта привезли в дом две машины аксессуаров из московских салонов. Расставили, разложили, развесили… И заказчикам так понравилось, что они попросили всё оставить на своих местах.