В духе времени
Архитектор Ирина Островская воссоздала в интерьере атмосферу старинной петербургской квартиры
Архитектор Ирина Островская воссоздала в интерьере атмосферу старинной петербургской квартиры
Дом, в котором находится квартира,—памятник архитектуры второй половины XIX века и одна из достопримечательностей Северной столицы. Однако за годы эксплуатации доходный дом купцов Елисеевых, построенный по проекту выдающегося архитектора Гавриила Барановского, изрядно поизносился. «Квартира представляла собой печальное зрелище,—рассказывает автор проекта Ирина Островская.—Некогда прекрасные камины были уничтожены, какие-то бесформенные комки на потолке (всё, что осталось от изящной лепнины), полуразвалившиеся двери, комнаты, изрезанные перегородками, прогнившие балки. Всё это наследство от коммунальной жизни мы убрали и постарались восстановить исторический облик некогда роскошных апартаментов».
Архитектор почти полностью «реанимировала» исходную планировку с традиционной анфиладной системой. Когда демонтировали все ненужные перегородки, открылась двойная анфилада, довольно характерная для доходных домов. С одной стороны—проходные комнаты с двухстворчатыми дверями, с другой—коридор, из которого также можно попасть во все помещения. «Поначалу у нас были сомнения, будет ли это удобно,—продолжает Ирина,—но потом все вопросы отпали. Хозяева очень довольны такой планировкой, квартира кажется намного больше, чем есть на самом деле, и к тому же благодаря анфиладам пространство выглядит более торжественным. В то же время мы увеличили площадь ванных комнат, сделали постирочную, гардеробную комнату—в квартире есть всё, что необходимо сегодня в современном интерьере с точки зрения комфорта и функциональности». В одном из проходных помещений (между кухней и гостиной) обустроили парадную столовую. Здесь решили поставить камин, и, как оказалось, камин тут был изначально. «Когда сняли штукатурку с одной из стен, то обнаружили и каминную нишу, и дымоход во вполне действующем состоянии. Вообще, в квартире было два камина, и оба они были потеряны,—замечает Ирина.—Но нам повезло: сохранился один оригинальный камин во всём доме, который мы использовали в качестве образца для реконструкции. Также мы полностью отреставрировали и восстановили две прекрасные печи, недостающие изразцы для которых по нашему заказу были отлиты в петербургской мастерской». Больше всего времени и сил ушло на восстановление уникальной лепнины, вернее, того, что от неё осталось. Сохранившиеся элементы сняли, очистили от многочисленных наслоений краски и вернули на место, недостающие же фрагменты отрисовали и изготовили заново.
Особого подхода потребовала и обстановка. Для воссоздания исторического антуража часть мебели, аксессуары, светильники, ковры были куплены в антикварных салонах. Что-то приобрели в России, что-то привезли из Европы. Как, например, старинный картон для гобелена, который сейчас украшает интерьер столовой. Ещё один значимый экспонат—копия гобелена «Дама с единорогами» из музея Клюни в Париже—главный художественный акцент гостиной, задавший настроение и общую цветовую гамму. Архитектор активно задействовала и современную живопись: работы известных петербургских художников из коллекции хозяев пришлись впору и привнесли современное звучание в традиционный интерьер.
Полный текст читайте в бумажной или электронной версии журнала.