В Лондон!

Ежегодная лондонская выставка мебели и аксессуаров для дома

Дата публикации 22.04.2001

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N11 (45) 2000

Выставка "100 % дизайн" (100 % design) проходит в Лондоне ежегодно, начиная с 1995 года. За это время, каламбурят организаторы, она выросла на 500 процентов. Это своеобразное событие действительно достойно внимания. В чем же его необычность? Выставка похожа на разросшийся миланский Салон- Сателлит, где в поисках производителей демонстрируют свои работы молодые начинающие дизайнеры. В Англии бережно хранятся прекрасные традиции изготовления мебели. Не однажды в истории англичане выступали в качестве законодателей моды, вспомним хотя бы Чиппендейла или Шератона. Однако ни один из достойнейших представителей старой школы не был допущен в Earls Court, район Лондона, где проходило мероприятие. Вероятно, именно в этой решительности и определенности заключается секрет успеха "100% дизайна". Говорят, что выставка лидирует среди себе подобных по количеству посетителей на квадратный метр. Верим. Действительно, экспозиция очень концентрированная и насыщенная. Здесь больше прототипов, чем готовых изделий, много странного, того, что, возможно, никогда не найдет реального воплощения. Но здесь интересно! В английском языке есть два слова для обозначения понятия "выставка". Так вот, если миланская и кельнская - это fairs (ярмарки), то лондонская - exhibition (этим словом обозначают также музейные события). Справедливости ради заметим, что коммерции тут особо негде разгуляться. Попробуйте, не задумываясь, назвать хоть одну солидную английскую компанию, производящую современную мебель... Однако несомненно и то, что британский дизайн сегодня переживает подлинное возрождение после движения Art&Craft и эпохи Макинтоша. Кстати, имена знаменитых современных английских дизайнеров вспоминаются без труда: Моррисон, Лавгроув, Диксон... Гита и... Фиона Пожалуй, самая "звездная" из молодых британских дизайнеров - Гита Гшвендтнер (немка, живущая в Англии с 1992 года). Она талантлива и красива. Если вы помните, мы заметили ее еще в Кельне, и представили красное кресло-шар на первой странице репортажа. Сегодня в Англии Гита уже не считается начинающей. Она входила в жюри конкурса, объявленного журналом Blueprint и "100 % дизайном". Многие шоурумы и фабрики представляли ее работы. Вот одна из них, как нам кажется, интереснейшая. Известная фирма DUPONT, производящая различные материалы, решила продемонстрировать возможности Corian'a. Для чего попросила Гиту Гшвендтнер и Фиону Дэвидсон не ограничивать свою фантазию. И девушки не ограничивали. Самым любопытным получился столик Ribbon. Лента из Corian'a непринужденно извивается, а сверху на нее свободно кладутся таблетки столешниц! Их можно убрать и использовать в качестве подносов, а столик в это время превратится в газетницу. Нам кажется, что коллекция из Corian'a - наиболее интересная новинка выставки с громким названием "100 % дизайн". В ней есть визуальная и образная простота, обеспеченная современной технологией, изящная игривость мысли. String nest ("Веревочное гнездо") - три вазы для фруктов, сделанные словно из перепутанной веревки. Составленные друг в друга сосуды выглядят как единое целое, более плотное "гнездо". Кажется, такого не делал еще никто. Абсолютно свежий прием! А в наше время придумать что-то совершенно новое, ой, как трудно. Проектом DUPONT уже заинтересовался самый известный и крупный магазин Лондона Harrods. Город Лондон и остров Мурано Второе важнейшее, на наш взгляд, событие свершилось за пределами выставки, хотя и было приурочено к оной. Галерея Vessel, расположенная буквально в минуте ходьбы от знаменитой торговой улочки Portobello Road, продемонстрировала великолепную коллекцию ваз. Была проведена замечательная акция, объединяющая таланты британцев - дизайнера Тома Диксона, архитектора Найджела Коутса, скульптора Эниша Капура - с виртуозным мастерством жителей острова Мурано. Интересно наблюдать, как в этой последовательности профессий, а следовательно, задач изменяется сложность создаваемых предметов. Вазы Диксона прекрасны и в то же время просты по форме и цвету. Они хорошо комбинируются друг с другом. Кстати, дизайнер, посетив галерею, собственноручно разместил свои объекты, причем настолько эффектно, что фотографу не надо прилагать усилий, чтобы получился приличный кадр. Органицист Найджел Коутс предпочитает иррегулярные плавные линии. Одна из ваз, изысканная и трогательная, напоминает сердце с ответвляющимися от него сосудами. Скульптор Эниш Капур создал сложные и таинственные пространственные образы. Его вазы вкладываются одна в другую, опираются друг о друга (и еще о какую-то подставочку)... Один такой роскошный сосудик может стоить до восьми тысяч фунтов! Свет Если вы заметили, дорогой читатель, мы почти не говорим о мебели. Действительно, вещей, поражающих воображение, на выставке было очень мало. Вероятно, это объясняется состоянием мебельного производства в Англии. Дизайнер Фиона Дэвидсон, противореча пресловутому английскому снобизму, сообщила нам, что в отличие от Италии, здесь слишком дорого изготавливать мебель небольшими сериями. Возможно, из-за этого препятствия мощный поток фантазии британцев направлен на дизайн света и аксессуаров. Хитом сезона стал пластик, из которого создают фантастически интересные вещи с необычными фактурами. Светильники Шэрон Марстон показались нам весьма многообещающими. Полупрозрачный белый и голубой пластик нарезан, согнут и уложен так, что напоминает перья или даже мех. Француженки Викки Вайлер и Софи Жакмен красиво задрапировали ткань со стеклофиброй. Ведь правильным освещением складок можно достичь роскошного декоративного эффекта. Французы, как известно, мастера из ничего делать конфетку. А что такое, собственно, шарм? Это когда на некрасивую женщину приятно смотреть. Очень модная тенденция в дизайне света - использование перфорации и всевозможных прорезей. Еще более эффектен вариант, когда из соседних отверстий струятся разноцветные потоки. А Элейн Филпот усложнила условия игры, включила в нее многослойность. В каждом последующем слое перфорированного фетра или пластика регулярные отверстия меньше, чем в предыдущем, отчего розовый свет рождается как бы в глубине. А в крупных керамических светильниках француженки Карин Тонтини - большие ассиметричные дыры. Поверхности и фактуры В моде zoom - укрупненные цветы, фрукты, листья, компьютерные графические эффекты и макроскопические фрагменты неорганического мира. Все это множится, либо, наоборот, предстает в единственном гигантском экземпляре. Например, Джэн Майлн печатает огромные яркие цветы на мебели, обоях, кафельной плитке, тканях. А Доминик Кримсон размещает разрезанные фрукты и овощи, но пока только на кафельной плитке. Все обещают небывалую устойчивость отпечатков, ссылаясь на хитрые компьютерные технологии; часто используется также метод шелкографии. И все же эти вещи более привычны по сравнению с ковриком, сделанным словно из резиновых шариков. Забавная штука. Наверное, абсолютно непрактичная, но зато смешная, - можно повесить на стену и любоваться. Так же великолепно (да, представьте, резина великолепна!) смотрятся шторы (или жалюзи, или что-то еще), сшитые из полосок кожи. При удачном освещении эффект фантастический - напоминание о средневековом замке. Разнообразных и интересных фактур из пластика, блестящих, полупрозрачных, на выставке было очень много. Самый красивый стенд Несомненно, он принадлежал фирме INFLATE (в переводе - "надувать"). Эта компания очень активна, каждый год выпускает яркие новинки; неслучайно в ее названии слово, означающее действие. Итак, над стендом INFLATE нависало белое облако, на подиуме - кровать и светильник из белого же "дутого" пластика. Кстати, эти вещи вызывают ассоциацию со светильником- табуретом Jack Тома Диксона для EUROLOUNGE, появившимся в 1997 году. Но попробуй разбери, кто действительно был первым. J-me или "Я вас люблю" Первое участие в "100 % дизайне" фирмы J-ME грека Д