В плену у классики

Великолепие северной Пальмиры, запечатленное в цветах. Композиции, стилизованные под исторические объекты и выполненные в классической манере

Дата публикации 01.12.2001

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Анна Хацкевич

Журнал: N7 (41) 2000

Живя в Петербурге, где улицы - настоящий учебник зодчества, невозможно не подчиниться духу символа великой Российской империи. Дворцовые фасады, величественные просторы площадей, изящные арки пешеходных мостов над сеткой рек и каналов, вплетенных в архитектурную ткань города, а также роскошное ожерелье из парков и садов берут в плен, заставляют испытать чувство восторга при виде неповторимого ансамбля природы и творений гениальных зодчих. И конечно, окружающее великолепие откладывает отпечаток на тенденции современного дизайна, на вкусы и пристрастия в этой области, в том числе и в так интенсивно развивающейся флористикеГуляя по улицам города, о таких флористических украшениях как венки и гирлянды можно узнать очень многое, даже не заходя ни в один цветочный салон: фасады зданий, интерьеры дворцов, решетки оград и мостов изобилуют различными вариантами этих декоративных элементов, позаимствованных еще у древних римлян и греков. И именно эта, чаще всего встречающаяся техника украшения венков и гирлянд листьями, расположенными как чешуя на рыбе, и получила название "римской". Изображения цветов в вазах можно увидеть намного реже, хотя они тоже присутствуют, например, на воротах ограды Летнего сада или в росписи плафона тронного зала Большого дворца в Павловске. Запечатленные на них сферическая и овальная формы букетов (а это конец XVIII века) остаются одними из наиболее популярных даже сейчас, в последние годы уходящего двадцатого столетия. Классика - это то, от чего почитателю духа северной Пальмиры невозможно избавиться. Она напоминает о себе ежечасно и повсеместно. С обывательской, упрощенной точки зрения мы именуем классикой все, что было создано архитекторами, художниками, скульпторами до разрушительных революционных событий начала века, включая в это определение петровское и елизаветинское барокко, русский классицизм и русский модерн. И хотя представленные флористические работы - не исторические копии, принадлежащие тому или иному периоду, а только их профессионально выполненные стилизации, они передают дух, атмосферу и благородство вышеупомянутых стилей, благодаря которым Петербург известен всему миру. Интерьер гостиницы "Астория" прекрасно подходит для оформления флористическими работами классического направления. Построенная в 1911-1913 годах, в эпоху модерна, она впитала в себя вкус и аромат двух предыдущих столетий архитектуры. Старинные предметы интерьера, в том числе антикварные китайские вазы, требуют особого подхода: работая с ними, нужно суметь совместить восточный национальный колорит и принципы европейской аранжировки цветов. "Каменные" вазы с масками львов и бронзовыми ножками были особенно популярны в Европе в середине века, в эпоху рококо. К этому же периоду можно отнести композиции, имеющие форму рога изобилия. Пастельная гамма цветов передает утонченные оттенки переливающегося перламутра, одного из фаворитов того стиля. Античная ваза и лишь слегка осовремененная форма композиции в сочетании с мраморным бюстом явно напоминают о периоде классицизма в русской истории. В том же ряду кашпо с колоннами по граням, хотя и очень скромно, но все же вторящими видному за окном грандиозному Исаакиевскому собору с его 112 колоннами. Загадочные предметы на письменном столе в кабинете - флористическая интерпретация очень популярных в свое время малых форм для украшения интерьера, изготавливаемых из камня или металла. Улицы города тоже не могут оставить творчески настроенную душу флориста равнодушной к истории. Решетка Театрального моста нисколько не потеряла, принарядившись на время съемок двумя фестонами - типичнейшими украшениями классицизма. А вот ограда Михайловского сада у храма Спаса на крови уже из другого времени. Она прекрасно отражает дух эпохи модерна с его изяществом и фантазией. И как невозможно разгадать неведомый вензель из длинных плетей буйно цветущих растений на решетке, так же сложно узнать цветы, использованные в композициях, "собранных" руками неутомимых дизайнеров, которым выпала удача жить и творить в плену у классики. Редакция благодарит администрацию гостиницы "Астория" за помощь в проведении съемок.