В подвешенном состоянии

квартира для молодой семьи (148,6 м2) в Вильнюсе

Дата публикации 10.05.2000

Фото: Петр Лебедев

Стилист: Юлия Круговова

Текст: Марина Волкова

Автор проекта: Аста Имбрасене
Артурас Имбрасас

Журнал: N2 (113) 2007

От квартиры, над которой работали литовские архитекторы Артурас Имбрасас и Аста Имбрасене, требовалось, во-первых, быть нестандартной, во-вторых, совмещать функциональность с эстетическим содержанием, в-третьих, не дать скучать хозяевам и их гостям. Получилось и первое, и второе, и третье

Название престижного района Вильнюса, в котором находится этот объект, - "Антакальнис", что в переводе с литовского означает "На горе". Действительно, первое впечатление от этой квартиры - она где-то высоко-высоко, а еще… она висит. Прямо как летающая тарелка в воздушном пространстве, и вокруг нее только эти самые воздушные просторы. И лишь потом замечаешь, что на самом деле где-то там, чуть ниже воздуха, есть и дома, и лес. Попытаемся разобраться, как же создается этот эффект подвешенности. Во-первых, за счет огромных окон-витрин (они же раздвижные двери), которые ведут из представительской зоны (то есть из гостиной, столовой) на широкую террасу. Во-вторых, космические ассоциации вызывает своеобразная система верхнего освещения. В навесных потолках сделаны углубления разной величины и формы, в которых спрятаны желтые флуоресцентные лампы. Неземные ощущения усиливаются вечером, когда за счет специфики освещения квартира превращается в огромный мерцающий шар.

Как в космическом корабле, здесь все продумано, все ориентировано на максимальный комфорт. В квартире живет молодая семья-родители и маленькая дочка. Веселые и общительные хозяева любят принимать гостей. Соответственно требуется много свободного места. Поэтому, чтобы не загромождать пространство, гостиная (в которой также находятся домашний кинотеатр и библиотечные стеллажи) объединена со столовой и кухней. Кухня напоминает о кафе или баре, то есть о месте, где хозяева часто проводят время с друзьями. Здесь устроена характерная для таких общественных интерьеров стойка, на которую обычно выставляют блюда и коктейли, тут также стоят специальные барные стулья.

Гордость квартиры - широкая терраса. Она обращена на запад, благодаря чему хозяева получили уникальную возможность любоваться отсюда необыкновенно красивыми закатами. Архитекторы рассказывают, что им хотелось создать нестандартную молодежную квартиру, посетители которой будут испытывать в первую очередь радость. Поэтому в колористическом решении были использованы активные цвета-прежде всего белый и черный с акцентами вишневого. В то же время, несмотря на свою яркость, цвета эти со временем не надоедают и не утомляют, как, например, какие-нибудь кислотные варианты.

Стиль квартиры авторы характеризуют как минимализм. Все предметы мебели и освещение соответствуют этому определению - они просты и функциональны. Не забывать о функциональности - можно сказать, что именно такое утверждение взяли за правило архитекторы. Ярче всего это воплотилось в спальне хозяев, которая совмещена с рабочей зоной. Эта зона находится за стеной, "фасадом" обращенной к кровати. С обратной стороны стены закреплены книжные полки и вмонтирована столешница. Еще один пример функциональной архитектурной ориентации - в зоне гостиной (она же домашний кинотеатр). В верхней части одной из стен сделана ниша, из которой опускается экран. За диваном в консоли спрятан проектор. Перед сеансом он как бы выезжает, поднимается оттуда. По бокам от экрана-шкафы со стеклянными дверцами: с одной стороны, стекло добавляет что-то новое в фактурное решение помещения, с другой-это чисто функциональный элемент, ведь в шкафах стоит киноаппаратура, а стекло, в отличие от дерева, пропускает инфракрасные лучи, и управлять аппаратурой можно с помощью пульта.

Функционализм плюс минимализм плюс веселый настрой равно литовская квартира работы Артураса Имбрасаса и Асты Имбрасене.

Артурас Имбрасас: "В любом предмете для нас главное - его функция. Соответственно в каждом архитектурном проекте мы также стремимся сделать акцент именно на функциональности. Ведь у каждого помещения есть определенное назначение, и дело архитектора - доступными средствами это назначение проакцентировать. Мы не против декора, но декор этот должен быть сдержанным. Его появление в тех или иных местах должно быть оправданно. В то же время декоративные элементы создают определенный эстетический настрой, за это мы их очень ценим".