В поисках идентичности
«АРХ Москва»
Язык - точный барометр того, что происходит в обществе, в том числе в архитектурном сообществе. Недаром понятие «идентичность», которое всегда мыслилось и употреблялось в единственном числе, теперь трансформируется в «идентичности» (множественное число). Барт Голдхоорн, бессменный куратор биеннале, конечно, прав, заявляя в качестве основной концепции многоголосицу идентичностей: она определяет положение дел в современной архитектуре.
Выставочное пространство абсолютно соответствовало заявленной теме: интересно было проследить, как из того, что на первый взгляд кажется хаосом, прорастают смыслы. Например: «Простота», «Историзм», «Сложность». Последняя тема, кураторский проект Левона Айрапетова и Валерии Преображенской, артикулировалась как «Слож(ен)ность» и была представлена в весьма эффектном, погруженном во тьму пространстве, в котором светились экспонаты. «Историзм», кураторский проект Максима Атаянца, собрал архитекторов, разрабатывающих тему классики, в числе которых - Михаил Филиппов, Михаил Тумаркин, Михаил Белов, Пьер Карло Бонтемпи. Целую плеяду архитекторов-иностранцев с работами в духе минимализма объединил проект Кирилла Асса «Простота».
Искали идентичность и на государственном уровне (эту нишу заняла жилая застройка в Сколковe), и на городском (история Зарядья и гостиницы «Россия»), и на частном, человеческом (собственные дома архитекторов), и на уровне предмета. Предметная сфера была представлена и студенческими работами, и мебелью по дизайну мэтров (куратор соответствующих разделов выставки - Евгений Полянцев), и предметами - произведениями искусства.
В числе последних - минималистские светильники FLOS по дизайну Акилле Кастильони. На «АРХ Москву» приехала дочь легендарного дизайнера - Джованна. Она продемонстрировала знаменитые люстры и настольные лампы, те самые, которые внимательные читатели нашего журнала не раз видели в интерьерных пуб ликациях, а некоторые - и в собственных домах. Не подозревая, конечно, что таким образом решают вопрос собственной идентичности.