В поисках смысла

Мебель и аксессуары для дома художника Алены Романовой

Дата публикации 04.03.2002

Текст: Людмила Кришталева

Фото: Михаил Степанов

Журнал: N1 (46) 2001

В произведениях Алены Романовой есть что-то неуловимое, несмотря на явные ассоциации с существующими стилями. Запоминающееся, своеобразное, но трудно определимое. Впрочем, такие сложности свойственны всему действительно оригинальному и самостоятельному. Ну что ж, раз нельзя говорить о вещах определенно, будем перечислять то, чем они точно не являются. Авось, к чему-нибудь придем... Будучи увлечена историей культуры, Алена не любит холодного и ироничного эстетства, упивающегося игрой в цитаты из уже существующих произведений. "Мне нравится соединять смыслы из разных контекстов, культур, традиций. Слушать, о чем они говорят между собой. Для этого всякий раз нужно совершить некий труд: вместе с ними проходить весь путь, стараться добраться до истоков. Но мне совершенно неинтересно искусство, где смысл отчуждается насмешливым сопоставлением образов, сюжетов, тем". Ну вот, из случайного "не", прозвучавшего в беседе, уже проглядывает "да": созидательные понятия смысла, истока. Алена - художник. Кроме того, она занимается дизайном украшений, мебели, декораторством. Все эти столь разнообразные занятия объединяет одно желание - дойти до сути. Так, по мнению Алены, мебель не определяется ее функцией: "Ведь есть культуры, где нет стульев. А для нас стул - один из важнейших предметов мебели. Когда создаешь вещь, нужно проникнуть в идею, понять образ жизни народа или какой-то конкретной семьи. Иначе за вещь невозможно ухватиться". Другими словами, художнице неинтересно оригинальничать, натужно выдумывать мебель: "А дай-ка я прилеплю пятую ножку, такого, кажется, еще никто не делал"... Ее интенция прямо противоположна: вернуться к истоку, чтобы вещь родилась как бы заново и стала органична тому миру, для которого создавалась. Тогда она будет действительно новой. У этой ответственной и внимательной жажды смысла есть еще одно трогательное выражение. И вновь появляется "не". Алена считает, что не надо уничтожать старое и, добавим мы, отказываться от своих неудач. Как современен этот пафос! Ведь наша национальная хроническая болезнь - вечно пытаться все начать сначала. Охваченные этой лихорадкой, мы без конца переименовываем улицы, переписываем историю. Снова и снова, как в заколдованном круге. Попробуй выпрыгни! Светлые головы говорят, что есть только один путь освобождения: по-настоящему пережить однажды, чтобы не повторялось, вернуться к истоку и понять. Вновь те же драгоценные слова: исток, понимание... "Мне было очень важно, что люди, для которых я делала эту мебель, сохранили старый дом. Он включен в новую постройку. Им не хотелось сдирать предыдущую жизнь, счищать ее. Ведь так во всем: жизнь уже есть, надо войти в нее и чуть-чуть развернуть". В деревянном доме был обнаружен старый тяжелый сундук. Он-то и стал прообразом коллекции мебели, выразителем характера хозяев. А фирменные Аленины светильники сделаны из старых бутылей цветного стекла. Художница обвивает их проволокой, доливает воды, и рождается настоящее чудо (кому-то понятнее слово "ноу- хау"). Таинственный фонарь! В интерьере помимо светильников, лестничных ограждений, мебели - стола, табуретов, лавки, стеллажа, вешалки - Алена Романова сделала расписные ширмы и двери, раскрасила стены. Вещи и декор получились разными и в то же время родственными, а потому - живыми. Интересно наблюдать неслучайность их диалога, законы их соседства. Хочется, чтобы было больше таких работ.