В саду полный хаос
Ежегодный фестиваль садов на Луаре
Тема тринадцатого ежегодного фестиваля садов, проводимого в предместье города королей Блуа - поместных землях замка Шомон на Луаре, удивила и порадовала всех участников. Наконец-то! Можно развернуться на полную, ничего не стесняться и не считать себя зажатыми жёсткими рамками концепции. Художникам дали абсолютную свободу, тема - "хаос"! Только почему-то все сады получились отнюдь не простыми, концептуальными и философскими
Противостояние
Самый красивый из всех тридцати трёх садов фестиваля оказался совсем не китайским, как подумалось издалека. Мало того что его создал британец Чарльз Дженкс, он ещё и назвал его "Агамемнон", именем предводителя греческого войска в Троянской войне. Созданный им водный сад показывает противостояние двух противоположных сил: созидания и разрушения, которое в итоге создаёт гармонию. От красоты глаз не оторвать, если бы не устрашающие набатные звуки. Их издают желоба, с грохотом возвращаясь на своё место после того, как через них прольётся вода. По ощущению похоже на то, как иногда, сидя в каком-то совершенно райском месте, слышишь стройку. Не даёт забыться окончательно, возвращает к реальности.
Идиллия городских окраин
Через заросли однолетних растений продираешься к тропинке, выложенной из состарившихся досок с вырезанными на них надписями. Упираешься в бетонную стену. Смотришь в щель, видишь по ту сторону забора что-то сказочное. Находишь лаз. А там - тихая гавань. Песок из мелкого отшлифованного разноцветного стекла. В ржавом фабричном корыте плавают золотые рыбки. Цветёт лаванда. Кто-то притащил выкинутое пластиковое кресло-качалку. Садишься в него - и на душе становится легко. Осталось только поставить табличку с рекламой магазина, где можно купить стеклянный песок. Без него всё будет выглядеть не так романтично.
Метафоры
В центре сада - огромная сфера, сделанная из металлической ленты, завитой спиралью. Внутри сферы - живое дерево, которому приходится пробиваться к свету буквально сквозь тернии. Очень концептуально и жизнеутверждающе. Особенно понравились белые полотнища, развешанные по кругу, среди искусно воссозданного сада сорняков. Что-то в этом есть близкое и родное. В России, правда, эта запущенность произрастает сама по себе. А во Франции на тебе - ценится и взращивается.
На берегу
Чтобы ощутить полноту жизни, нужно всего лишь перебраться по каменным плитам на ту сторону пруда и устроиться на скамейке. Жизнь не просто мгновенно налаживается, она приобретает совершенно иное звучание. И всё то, что ранее казалось хаосом, постепенно выстраивается в сложную, но очень гармоничную картину. Для подобной психотерапии подойдёт берег любого водоёма.
Как в детстве
Зрелищность зачастую создаётся простыми средствами. В основе сада - разноуровневые, плотно прилегающие друг к другу грядки. Разграничители покрашены в различные яркие цвета. На каждой грядке - культура, отличающаяся по цвету от соседней культуры. В целом - парадное многоцветье. На подиуме на гибких прутьях прикреплены калейдоскопы. Садишься на стул, направляешь калейдоскоп на примитивный бархатец - и радуешься увиденной мозаике, как в детстве.
Логика хаоса
Во времена Леонардо да Винчи жил ещё такой Леонардо Фибоначчи, увековечивший своё имя тем, что выявил числовую последовательность, логика которой применима почти ко всем природным явлениям и даже человеческим творениям. От того, в какой пропорции раскручивается спираль раковины, до того, через какой промежуток на дереве появляются новые ветки и как лучше строить дом. Последовательность Фибоначчи легла в основу понятия "золотое сечение". В самом оригинальном из представленных саде золотое соотношение "62 к 38" прослеживается в следующем: большую часть идеи составляет игра с количеством посадок по Фибоначчи, меньшую - игра с их цветом.