Венделин фон Бох:
Председатель совета директоров компании VILLEROY&BOCH рассказывает о модных тенденциях в оформлении ванных комнат, о стремлении укрыться в "коконе" и предрекает возвращение к округлым, женственным формам
В феврале, за месяц до начала крупнейшей выставки сантехники ISH во Франкфурте, компания VILLEROY&BOCH устроила в Гамбурге закрытую презентацию коллекций 2005 года. Главных тенденций три: экологический дизайн (коллекция Pure Stone), гламурный стиль, в котором угадывается ар деко (Bellevue), и ретродизайн в духе шестидесятых (Private Lounge). "Неужели мода на шестидесятые докатилась
и до VILLEROY&BOCH?" - спросили мы у председателя совета директоров компании Венделина фон Боха (Wendelin von Boch). "Вы правы, - ответил он. - Мы не хотим, чтобы фирму воспринимали исключительно как производителя сантехники в классическом стиле". В интервью журналу SALON-interior господин фон Бох рассуждает о модных тенденциях в оформлении ванных комнат, о стремлении укрыться в "коконе" и предрекает возвращение к округлым, женственным формам
SALON: У меня есть ощущение, что в последнее время VILLEROY&BOCH отошла от стиля чистого минимализма с его простыми геометрическими формами. Эта тенденция видна в коллекции Aveo, которую несколько лет назад разработал для вас Себастьян Конран (Sebastian Conran), а теперь и в коллекции Private Lounge...
- Да, вы правы. Мы заметили, что каждые двенадцать лет вкусы меняются. Сейчас мы находимся в верхней точке моды на минимализм, а вот будущее принадлежит ретродизайну. Возможно, в мире сантехники эта тенденция не так заметна, но это направление отчетливо проявляется в области дизайна посуды.
S: Почему, как Вам кажется, сейчас так модны 60-е?
- Мне самому немного странно, что мода на шестидесятые возвращается, странно, что этот стиль нравится молодым. Даже моя дочка, которой двадцать четыре года, одевается как хиппи: яркие цвета, повсюду цветы, какие-то колокольчики и так далее. Наверное, причина в том, что у шестидесятых был свой очень запоминающийся, очень яркий стиль. Если вы спросите меня, каким был стиль пятидесятых, я вам не смогу рассказать в двух словах, потому что он не был таким типичным.
Похоже, люди просто устали от минимализма с его скудной палитрой. В области текстильного дизайна сейчас возвращаются рисунки в стиле итальянского модельера Эмилио Пуччи (Emilio Pucci), который ввел в моду очень яркие цвета.
S: У вас есть коллекция сантехники Colorline, в которой внутренние поверхности раковин покрыты яркой эмалью. Считаете ли Вы, что и раковины должны быть окрашены в яркие цвета?
- Коллекцию Colorline мы сделали во многом для того, чтобы проверить, появился на рынке такой тренд или нет. Мне все же кажется, что яркие цвета более подходят для посуды. В ванной комнате люди хотят чувствовать себя расслабленно, так что правильнее говорить не о ярких раковинах или ваннах, а о небольших вставках ярких цветов, о пятнышках, глядя на которые вы чувствуете прилив оптимизма.
S: Как Вам кажется, в каком направлении изменяется дизайн ванных комнат?
- Если говорить про плитку, то в ванной комнате становится больше белого и серого. Формы сантехники могут быть и геометрические, и округлые, но мне кажется, что скоро от геометрических, более мужских по духу линий мы снова вернемся к округлым женским формам.
S: Спасибо за ответ. Я спрашивал не столько про предметы и отделки, сколько про то, в каком направлении развивается интерьер...
- Сейчас много говорят о ванной без барьера. Например, у меня дома ванная и спальня - это одна комната, так что по утрам, когда я умываюсь, а моя жена все еще лежит в кровати, мы можем общаться.
Я верю в то, что скоро и в отелях ванные комнаты станут более открытыми, исчезнет четкое разделение на спальню и ванную. Вообще, с каждый годом ванные комнаты становятся все больше. Они служат не только целям гигиены. Теперь это место, где расслабляются, отдыхают и занимаются спортом. Если раньше в домах тренажеры или сауны располагались в подвале, теперь их все чаще ставят в ванной. Это удобно, потому что вам не надо никуда ходить, чтобы заниматься спортом.
S: Скажите, у Вас в ванной есть плазменная панель?
- У меня нет. Лично я предпочитаю выключать эту штуковину и наслаждаться уединением без телевизора, но для многих людей телевизор стал неотъемлемой частью ванной комнаты. Поскольку теперь это место для отдыха, в ванной появилось больше мебели: полочек, тумбочек, шкафов. Мы даже считаем, что в ванной комнате есть место для туалетного столика, чтобы женщина могла не только принимать душ, но еще и прихорашиваться.
К слову, коллекция Bellevue, о которой я сейчас говорю, создана для мужчины и женщины. Двое в ванной - это тоже очень современная, очень модная идея.
S: Честно говоря, меня в коллекции Bellevue больше всего удивила отделка. Какую экзотическую древесину вы используете?
- Это дерево, которого нет в природе. Мы берем различные ценные породы дерева, склеиваем их, а затем разрезаем поперек, чтобы получился такой вот шпон с необычной фактурой. Мне кажется, дизайнеры должны больше экспериментировать с деревом. Это очень приятный, очень теплый материал, который все чаще используют в ванных комнатах. Например, Антонио Читтерио отделывает древесиной стены ванной. А Маттео Тун, тоже очень известный итальянский дизайнер, сейчас разрабатывает для нас коллекцию душевых кабин, где одним из вариантов отделки душевой панели будет тик. Дерево придает ванной комнате ярко выраженный характер, создает ощущение теплоты и комфорта.
S: Увлечение деревом - это одно из проявлений моды на природные материалы: кожу, дерево, камень. Вот и у вас коллекция Pure Stone выдержана в природных тонах, а раковины сделаны из натурального камня...
- На самом деле раковины сделаны не из камня. Это керамика, покрытая особой эмалью. Мы пытались передать фактуру натурального камня и разработали специальную эмаль, благодаря которой создается такое необычное ощущение.
Для дизайнера Оливера Конрада (Oliver Conrad) источником вдохновения была обкатанная водой речная галька. А излив смесителя, который он придумал для этой коллекции, напоминает обрезанный стебель бамбука. Смесители наша компания стала делать относительно недавно. Их проектируют те же дизайнеры, которые делают сантехнику.
S: Как Вам кажется, почему сейчас появляется все больше вещей, сделанных в подражание природе?
- Наверное, из-за того, что люди устали от жизни в большом городе. Американские социологи еще десять лет назад обратили внимание на так называемый эффект кокона. Мы живем в очень напряженном мире. Кругом сплошные проблемы: преступность, наркотики, терроризм. Это приводит к тому, что люди больше времени проводят дома. Жилище становится чем-то вроде убежища, где человек может жить в гармонии с собой и с природой.
Но есть и обратная тенденция. Многие люди не стремятся укрыться от проблем, а напротив, окунаются с головой в ритм большого города. В особенности это касается молодежи, которая хочет быть не просто современной, а ультрасовременной. Молодые люди окружают себя техническими новинками и ценят яркий современный дизайн. Именно для них мы придумали коллекцию Private Lounge.
S: Скажите, Вы действительно столь серьезно изучаете психологию и социологию?
- Конечно. Например, раньше люди ужинали всей семьей, и мы продавали сервизы на десять-двенадцать человек, а теперь в основном продаем сервизы для двоих. Привычки людей постоянно меняются. Прежде чем что-то делать, мы разговариваем с учеными, выслушиваем различные мнения, смотрим, что происходит вокруг. Не думайте, что новые идеи берутся просто так, из воздуха!