Вертикальная квартира

квартира общей площадью 200 м2 Александр Бейлин Трехуровневая квартира. Нетрадиционное выстраивание объемов по вертикальной оси

Дата публикации 01.11.2000

Фото: Евгений Лучин

Текст: Ирина Крейнина

Автор проекта: Александр Бейлин
Лариса Смирнова
Юрий Таушканов
Игорь Чернов

Журнал: N3 (48) 2001

Помните удивительный "полет" над океанскими водами героев "Титаника", прильнувших к парапету и раскинувших руки на самом носу лайнера? Отдаленное подобие этого поразительного чувства полета можно ощутить в московской квартире, стоя на висящем посередине стены стеклянном мостике и прижимаясь разгоряченным лицом к широкому окну. Далеко внизу осталась ушедшая из-под ног гостиная с весело играющим в камине пламенем, а за оконным стеклом все пространство до горизонта заполнили сине-фиолетовое столичное небо и тонущие в нем крыши, крыши, крыши... В отличие от судьбы "Титаника", история стеклянного мостика-галереи, да и всего интерьера, счастливая. Молодые хозяева, любящие все неожиданное и эффектное, приобретая мансарду в историческом центре города, мечтали о необычной квартире. Пустое пространство с голыми бетонными стенами и лесом металлических балок архитектор должен был преобразить в удобное, уютное, но экстравагантное жилье. Сама структура недавно сооруженной над крышей старого дома трехъярусной надстройки подсказала нетрадиционную идею выстраивания объемов по вертикальной оси вместо привычной горизонтальной плоскости. Небольшое по ширине пространство устремляется вверх, вторя динамике изобилующей крутыми разворотами центральной лестницы. Архитектор справедливо посчитал, что было бы скучно просто поделить помещение на привычные функциональные зоны, строго распределенные по этажам. Поэтому решил хотя бы часть вертикального пространства сделать сквозным и открытым, чтобы привлекательная "высотность" квартиры сразу открывалась взору. Так появились двусветная гостиная, галерея со стеклянным полом, сплошная стеклянная стена кабинета. Подобная открытость позволила максимально использовать все преимущества мансарды: свет из множества окон на всех трех этажах свободно циркулирует в двусветном пространстве. В симфонию естественного света постепенно вливаются аккорды электрических огней. Их обилие и хитроумное расположение позволяют превращать интерьер из обыденного в праздничный. Когда сгущаются сумерки, синяя гладь глянцевого натяжного потолка визуально сливается с небом за окнами, а гирлянда точечных светильников отражается в стекле и как бы становится единым целым с морем огней вечернего города. Присутствующие на празднике гости и хозяева квартиры могут почувствовать волнующую близость неба и взглянуть на Москву сверху. И в то же время, благодаря размытости границ внутреннего и внешнего пространств, они неизбежно будут ощущать себя частью этого города.Ряд смелых дизайнерских приемов: потолок, превращенный в продолжение неба, и его ирреальный двойник или подобие бегущего по камням ручья в ванной - сродни сюрреалистическим эффектам, изобретенным Дали или Магриттом. Мечта Дали об иррациональном сочетании самых разнообразных фрагментов реальности очень близка духу этой квартиры. Конечно, живущий в мире собственных грез художник, в отличие от архитектора, может позволить себе не быть прагматиком. И все-таки архитектурный сюрреализм существует. Творец, живущий в XXI веке, вооружен, помимо бурной фантазии, еще и современными технологиями. Он способен продиктовать пространству и форме свою волю. И пусть архитектору, творцу утилитарного, парить сложно: материя тянет книзу. Но даже она преображается под рукой профессионала и приобретает способность пробуждать в человеке стремление к полету.